ДИАЛЕКТИКА - Страница 22

Слово «диалектика» в русских словарях впервые отражено в «Лексиконе российском и французском...» (СПб., 1762 г., части 1–2); в XIX в. это слово в значении «искусство вести спор» упоминает «Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым отделением Академии наук» (СПб., 1847 г., тома 1–4). Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно из лучших определений диалектики в словарях русского языка: «Диалектика – умословие, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектик, ловкий, искусный спорщик… иногда софист» (М., 1981 г., том 1). Задолго до фиксации слова «диалектика» русскими словарями оно встречается: 1) в «Азбуковнике Полном» второй половины XVII в.; среди представленных в этом издании «семи свободных мудростей» диалектика – вторая, занимает место между грамматикой и риторикой, она «научает истине», необходима «на соборех людских», «мудрый от эллин Омир и Платон, и похвальный во вратах Аристотель и прочии вси о мне Диалектице познашася в мире» (Семь «свободных искусств»...); 2) в указе царевны Софьи «Привилегии Московской Академии» (1682 г.), в котором говорится о необходимости учреждения академии: «...И во оных хощем семена мудрости, то есть науки гражданские и духовные, наченше от грамматики, пиитике, реторике, диалектике, философии разумительной, естественной и нравной, даже до богословия, учащей вещей божественных и совести очищения, устроити». Преподаванию диалектики в учебных заведениях России способствовали прибывшие в Москву выпускники устроенной по западному образцу Киево-Могилянской академии – иеромонах Епифаний (Славинецкий), Симеон Полоцкий, будущий митрополит Стефан (Яворский), будущие архиепископы Феофан (Прокопович) и Феофилакт (Лопатинский). Кроме Киево-Могилянской академии, в которой курсы диалектики на латинском языке читались либо вместе с риторикой, либо вместе с философией и имели давнюю традицию, восходящую к первой половине XVII в., диалектика в качестве обязательного предмета изучалась в православной «школе Луцкого братства», в которой, как об этом свидетельствует статья 20 её Устава от 1624 г., имелись учебные переводные пособия по диалектике на русском языке. В Москве курс с наименованием «диалектика», предполагавший ознакомление студентов с основными принципами логики на латинском языке, преподавался ректором Славяно-греко-латинской академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря архиепископом Феофилактом (Лопатинским) в начале XVIII в.; ещё раньше, в 1691–1693 гг., курс диалектики (на латинском языке) был разработан и читался епископом Стефаном (Яворским) в его бытность префектом Киево-Могилянской коллегии; его антагонистом, архиепископом Феофаном (Прокоповичем), в «Духовном регламенте» (1721 г.) среди обязательных дисциплин учебного плана будущей академии была названа «логика, или диалектика, и едино то двоименное учение»; эти факты опровергают предположения авторов этимологических словарей русского языка Н. Горяева (Тифлис, 1896 г.) и М. Фасмера (1950–1958 гг., перевод с нем.: М., 1986 г., тома 1–4), что слово «диалектика» в русском языке обязано своим происхождением философии Г.В.Ф. Гегеля; автор современного «Историко-этимологического словаря» (М., 2004 г., тома 1–2) Павел Яковлевич Черных пишет: «В русском языке слово «диалектика», судя по словарям, известно с начала XIX в.» (том 1) – и ссылается на «Новый словотолкователь…» Николая Максимовича Яновского (СПб., 1803–1806 гг., тома 1–3).

 



 
PR-CY.ru