Тема 4. Великая схизма - Страница 20

Для потомства Феодор Студит является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания. Его главное теоретическое сочинение – три книги «Опровержений», из которых первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья же излагает учение о видимом образе Христа в форме опровержения, по пунктам доводов, представленных иконоборцами.

Главным памятником литературной деятельности Феодора Студита, где всего яснее сказались его взгляды на жизнь, являются проповеди. Они были собраны в двух «Катехизисах»; главной темой служат идеалы аскетической добродетели – деятельной, а не созерцательной. Вторая его часть (Малый катехизис) была одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Не менее ценной является и его переписка; многие из его писем очень важны для истории церковно-политических вопросов VIII–IX вв. Из них видно, что Феодор Студит является врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства римской Церкви как главного оплота против тирании иконоборцев.

В истории литературы Феодор Студит известен и как поэт, избравший для себя форму ямбической эпиграммы, расцвет которой в последующие века он же во многом и подготовил. В рамках этой формы он с большой живостью, непосредственностью и чувством реальности набрасывает образы своих монастырских собратьев. Например, в эпиграмме «К монастырскому повару» есть такие слова: «Грязна рука у повара – душа чиста».

Преемник Льва V Армянина, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: дал амнистию всем, пострадавшим за иконопочитание (между прочим, и Феодору Студиту), издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всем, что напоминает иконы». Однако произошло восстание самозванца Фомы, понятье. Вероятно, во имя православия. Постановление Михаила II оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829–842 гг.), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей. Лишь после смерти Феофила, в регентство его жены Феодоры (за малолетством императора Михаила III), византийское духовенство убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить его.

История об этом времени сохранила такой любопытный факт. Император Феофил выбирал себе жену из первых красавиц государства. Предпочтение вначале было отдано некой Кассии. По процедуре жених должен был поговорить с невестой перед свадьбой. В беседе Кассия проявила такую независимость и свободу суждений, что он отверг ее как слушком умную. Выбор пал затем на Феодору. А Кассия после такого унижения удалилась в монастырь и предалась литературным занятиям. Ее успехи в литературе были таковы, что вместо императрицы в ее лице Византия в IX в. приобрела великую поэтессу. Постоянные персонажи ее сатирических ямбов – глупцы и невежды. В одном четверостишии можно усмотреть намек на Феофила в злосчастные смотрины: «Но если он – юнец из рода царского, Вот это уж доподлинно «увы и ах!».

 



 
PR-CY.ru