Тема 4. Великая схизма

  1. «Эпанагога» как завершение формирования концепции симфонии священства и царства.
  2. Православная церковь и византийские императоры в борьбе с монофелитством.
  3. Пределы императорской власти над Церковью в иконоборческую эпоху.
  4. Фотианская схизма.
  5. Великая схизма.

1. «Эпанагога» как завершение формирования концепции симфонии священства и царства.

Наиболее полно и всесторонне идея симфонии священства и царства выражена в законодательном сборнике «Эпанагога», т.е. «Возведение». Он был составлен в 886 г. коллегией законоведов, возглавляемых крупнейшим церковным деятелем патриархом Фотием.

Время появления «Эпанагоги» связано с утверждением Македонской династии (IX–XI вв.) – своеобразным золотым веком византийской государственности. Именно в этот период Византия достигла своего наивысшего расцвета и государственного могущества, знаменуемого завершением процесса превращения позднеримских государственных институтов в собственно византийские.

Соответственно идея симфонии священства и царства получила в этом документе систематическое изложение и обоснование. Из сорока разделов (титулов) девять были посвящены государственным и церковным властям и их взаимоотношениям. Эта система символически выражала сущность государственно-церковного организма: земное тело – это государство, душа – это Церковь. Управление телом – законы и установления государства, управление душой осуществляла Церковь. Оба управления сливаются в единое целое.

Император характеризуется как законная главенствующая власть, направленная на обеспечение блага своих подданных, награждающая и наказывающая всех без пристрастия. Задача императора – сохранение и умножение народных сил, а высшее назначение императорской власти – творить добро, почему император и называется благодетелем. Если же император отложит благодетельствование, то сама природа его власти извращается. Император – верховный судья, защитник и толкователь божественного и светского права, включая Священное Писание, определения Вселенских соборов и римские законы. Важнейшая обязанность императора – защита правоверия и благочестия.

При издании и толковании законов император может руководствоваться также сложившимися в обществе обычаями, однако нравы, противоречащие церковным канонам, не вправе служить образцом в законодательстве. Таким образом, согласно «Эпанагоге», правообразующая деятельность императора не распространяется на область отношений, регулируемых церковными канонами, которые в качестве божественных законов стоят выше норм светского права.

Патриарх Константинополя, т.е. Нового Рима именуется живым и одушевленным образом Христа, словом и делом свидетельствующим истину религиозной веры. Обязанность патриарха – сохранение принятых им от Бога людей в благочестии и строгости жизни, а также приведение неверных и еретиков к единению с Церковью «светлым и чудным своим деянием». Цель патриаршей власти – религиозное спасение вверенных ему человеческих душ, для чего патриарх должен «жить во Христе и сораспяться с Ним для мира».

 



 
PR-CY.ru