ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 11

Значение этого выражения у Осии и Исаии – предмет споров толкователей: некоторые считают, что речь идёт не о записанном Законе Моисея, а об учении Яхве, провозглашаемом священниками (ср.: Втор. 33:10; Иер. 18:18; Агг. 2:11–13) и пророками. Пророк Исаия может называть «законом» («закон Бога нашего» – Ис. 1:10) как отдельное слово Яхве, которое пророк должен сообщить, так и всё собрание Его предписаний (Ис. 8:16). У пророка Осии (VIII в. до н.э.) Яхве говорит: «Написал Я ему (Ефрему, т.е. Израилю) важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» (Ос. 8:12). Толкователи понимают этот текст как свидетельство о существовании письменных предписаний, которые восходят к Яхве. Многое в формулировке указывает на знакомство Осии с декалогом. Преамбула декалога («Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» – Исх. 20:2) близка к словам из Книги пророка Осии «А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской» (Ос. 12:9; ср.: 13:4), а последовательность обвинений – «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство» (Ос. 4:2) – соответствует последовательности запретов в декалоге. Между некоторыми предписаниями Пятикнижия и тем, в чём упрекают пророки народ Израиля, много совпадений. Бог, от имени Которого выступают пророки, есть Бог правды и справедливости. Преступая законы правды и справедливости, Израиль делает себя врагом Богу, с Которым он находится в неразрывных отношениях и Который жестоко карает неверный народ. Как проповедники закона пророки открывают народу его грехи и тем обосновывают близость суда Господня. Пророки обличали народ за отступление от Закона Моисея в период существования Иудейского царства, но после катастрофы 587 г. они поддерживали пленённых и оставшихся в Палестине иудеев обетованиями и словами утешения, а также стремились предостеречь их от выбора ложных путей, когда настало время восстановления общины. В богословии книг Царств пророки рассматриваются как группа проповедников, верных Моисееву Закону и призывавших к обращению и покорности закону, который Яхве дал отцам. Однако народ не слушал их слова. «Тогда Господь чрез всех пророков Своих… предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков. Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего… и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они» (4 Цар. 17:13–15). Позднее в Книге Неемии говорится о том, что народ Израиля, отвергший путь исполнения Закона Моисея, доходит до убийства его проповедников, пророков. «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления» (Неем. 9:26). В период вавилонского плена пророк Иезекииль подчёркивает, что неотъемлемой частью праведной жизни, путь к которой дарован народу в законе, является соблюдение «уставов», «повелений» и «заповедей» (Иез. 18:9, 17, 21–22 и мн. др.). Но народ уже с давних пор отвергал требование исполнять закон Господа, «ибо сердце их стремилось к идолам их» (Иез. 20:16).

 



 
PR-CY.ru