ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 14

Роль Закона Моисея в богослужении по-прежнему основная. Согласно 1 Пар. 16:40, ещё царь Давид поставил священников служить перед Ковчегом Завета «для возношения всесожжения Господу на жертвеннике всесожжений постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю» (ср.: 2 Пар. 23:18; 30:16; 35:12). Кроме того, Закон Моисея рассматривается как ключ к пониманию истории, в которой Израиль получает милости от Бога, пока соблюдает предписания Моисеева Закона о чистоте и святости, и лишается надежды на спасение, когда преступает их. Священник Ездра как «учитель закона Бога небесного» послан персидским царём Артаксерксом I (или II?) в Иерусалим, «чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей», т.е. чтобы там провести расследование положения дел в Иудее на основании закона (1 Езд. 7:14). Кроме того, как сказано в 1 Езд. 7:25–26, целью миссии Ездры было также поставить «правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою – всех знающих законы Бога твоего». Тех, кто не знали закон, нужно было научить ему, а кто «не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд». Вопрос о том, каков был объём книги закона, которая была у Ездры, остаётся для исследователей спорным, но независимо от его решения важно то, что в это время был дан стимул к канонизации книги, содержащей предписания закона. Вероятно, в первой Книге Ездры цель Закона Моисея осмысляется, во-первых, как возвеличение («украшение») дома Божия в Иерусалиме (1 Езд. 7:27), во-вторых, как восстановление необходимого для богослужения чина совершения жертвоприношений и, в-третьих, как указание народу Израиля на то, что он должен исполнять предписания о культовой чистоте. О том, как народ с благоговением принимает Закон Моисея, говорится в Неем. 8. Во время его чтения люди кланялись и плакали (Неем. 8:9). Неемия, Ездра и левиты напоминали народу, что священный праздник и печаль несовместимы. Они призвали людей радоваться и посылать друг другу дары (Неем. 8:9–10), «потому что радость пред Господом – подкрепление» для народа. Они «поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12), и праздновали с великой радостью. Во Второзаконии (Втор. 4:6), поздней исторической литературе (1 Езд. 7:14, 25) и некоторых псалмах (Пс. 18:8; 36:30–31; 118:98) встречаются примеры сближения понятий «закон» и «мудрость». Завершение этой тенденции – в неканонической Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, где закон и мудрость в ряде мест отождествляются. Ранним примером развития представления об их отождествлении является указ персидского царя Артаксеркса священнику Ездре о его миссии в Иерусалиме. Царь говорит о «законе Бога твоего, находящемся в руке твоей» (1 Езд. 7:14), вариант выражения той же мысли – «по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей» (1 Езд. 7:25). Сирах несколько раз говорит о действии закона в сердце человека (Сир. 9:20; 10:19: «Рассуждение твоё да будет с разумными, и всякая беседа твоя – в законе Вышнего»). Мудрость обретает только тот, кто исполняет закон. «Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» (Сир. 19:18; ср.: Сир. 1:26; 6:37; 33:14–34:3).

 



 
PR-CY.ru