ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 10

Теократический принцип организации общества оказал влияние и на регулирование брачных отношений. Закон не определял, насколько девица самостоятельна в выборе жениха, однако из истории исследователям видно, что обычно испрашивалось согласие невесты на брак с тем, кого выбрали ей родители (ср.: Быт. 24:57–58). Заключение брака в Законе Моисея не было чётко регламентировано и отличалось патриархальной простотой: невесте приносились брачные дары, испрашивалось благословение родителей, а затем невеста вводилась в дом жениха (ср.: Быт. 24). В живущем по Моисееву Закону обществе женщины играли важную роль. Наряду с мужчинами они получали религиозное образование (Втор. 31:11–12), участвовали в религиозных праздниках (Втор. 16:11, 14), выступали в качестве пророчиц, как, например, Мариам, Олдама, Ноадия (Исх. 15:20; 4 Цар. 22:14; Неем. 6:14), участвовали в военно-политической жизни народа (Суд. 4, 5; 9:53; 2 Цар. 20:16–22), имели возможность предстать перед царём (3 Цар. 3:16). Высокое положение женщины в обществе определяло и её семейное достоинство: предусматривался брачный договор, ограничивалось господство мужа над женой, регулировался порядок расторжения брака, оговаривались причины, препятствующие браку, вводился механизм левирата, предписывались наказания за брачную неверность. Отступление от Закона Моисея в библейской литературе, прежде всего, у пророков, воспринималось как основная причина краха еврейского государства и пленения народа. Уже в середине VIII в. до н.э. в Северном царстве выступил пророк Амос, который предрёк гибель его царю Иеровоаму II и всему народу Израиля. После этого царство просуществовало лишь несколько десятилетий и было завоёвано ассирийцами (окончательно в 722 до н.э. с падением Самарии). В этих событиях для Амоса нет ничего непонятного или несправедливого – в них явлена ясная и предречённая воля Яхве, Бога Израиля. В Книге пророка Амоса лишь однажды сообщается, что критерием, согласно которому Господь ныне судит и карает народ, является «закон Господень» (весь Моисеев Закон, десять заповедей или Книга завета – Исх. 20:22–23:33). В Ам. 2:4, где, предрекая кару народам, живущим рядом с Израилем, а также иудеям – жителям Южного царства, Амос подчёркивает, что это произойдёт, «потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути». Пророк говорит о «правде», «повергаемой на земле» (ср.: Ам. 5:7) и «превращаемой... в горечь» (Ам. 6:12), о справедливости (Ам. 3:10), о добре и зле (Ам. 5:14–15), о беззакониях (Ам. 3:2) и о преступлении народа (Ам. 1:3; 3:14). Между словами Амоса и предписаниями Пятикнижия исследователи видят определённую близость. Амос осознаёт себя слугой Яхве, Бога правды и справедливости, Который бескомпромиссно карает преступления всех народов (Ам. 1), особенно израильского, т.к. он – Его народ и находится с Ним в особом отношении завета (Ам. 3:2). В книгах более поздних современников Амоса, пророка Осии в Израиле и пророка Исаии в Иерусалиме, есть идеи, схожие с идеями Книги пророка Амоса. Так, выражение «закон Господень» встречается у обоих, и это закон, который народ «забыл», «преступил» и «отверг» (Ос. 4:6; 8:1; ср.: Ис. 5:24; 30:9).

 



 
PR-CY.ru