ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 19

В поучениях Иисуса Христа заповеди закона истолковываются в их глубинном смысле. При этом Он берёт на Себя неслыханную в Его окружении смелость, заменяя сказанное «древним» собственным пониманием воли Божьей: «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам…» Ветхий закон как система формальных предписаний не отменяется по существу, но заменяется его «исполнением»: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Под «исполнением» имеется в виду осуществление того, что было предсказано эсхатологическими пророчествами о времени спасения, когда воля Божья будет постигнута и соблюдена непосредственно, без буквы закона (Иер. 31:31–34). При этом Иисус Христос, отвергая обвинение в нарушении Моисеева Закона, утверждает, что закон должен оставаться в силе как целое, «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:18), т.е. пока всё не завершится. В этом высказывании подчёркивается не столько длительность действия закона, сколько установленный срок, предел его действия. Если фарисеи и раввины учили, что закон вечен и действует даже за пределами сего века, то Иисус Христос устанавливает определённую границу действия закона. Он имеет силу до конца века сего, «пока не исполнится всё», т.е. пока эсхатологические события, которые начали свершаться с пришествием Самого Иисуса Христа (Мк. 1:15), не отменят «закон и пророков». Основные дискуссии о роли и толковании Моисеева Закона Иисус Христос ведёт с фарисеями и «законниками», т.е. специалистами в этической интерпретации закона. Иисус Христос учит, что своё основание закон имеет в так называемой двойной заповеди: «”Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40). Хотя такое убеждение разделяли и законники (ср.: Лк. 10:25–28), Иисус Христос отклоняет их градацию ценности внутри двойной заповеди и их пренебрежение сутью и смыслом закона: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Порывая с собственным фарисейским прошлым, апостол Павел развивает богословие закона в спорах с иудейскими и иудеохристианскими противниками. Он рассматривает значение Моисеева Закона в Священной истории, ограничивая его спасительное действие откровением Бога в Иисусе Христе. Отношение апостола Павла к закону определяется преданием, идущим от Иисуса Христа, но наполняется тем принципиально новым, что открылось в увенчании дела Христова на земле, – в событии искупительной смерти на кресте и в воскресении. Уже из притчи о милосердном самарянине (Лк. 10:25–37) следовало, что исполнение закона возможно только в любящем обращении к Иисусу Христу, в общении с Ним и в следовании Ему. После событий крестной смерти и воскресения Иисуса Христа стало окончательно ясно, что исполнять Закон Моисея, не стремясь достичь праведности за свои дела, может только человек, пребывающий «во Христе», освобождённый от власти греха для любви и свободного послушания Богу.

 



 
PR-CY.ru