ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 13

Закон не открывает нового пути ко спасению помимо пути верности завету. Поэтому пророки предсказывают эсхатологический, универсальный закон, который «выйдет» от Сиона и благодаря которому конфликты между народами уладятся, и наступит мир. «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить многие народы и обличит многие племена в отдалённых странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих. 4:1–5; ср.: Ис. 2:2–5). Образ благочестия, в центре которого находится исполнение закона, представляют отдельные псалмы, в научной литературе частью датируемые послепленным периодом; иногда их называют «псалмами закона» (Пс. 1; 18:8–15; Пс. 118). Пс. 1 намеренно поставлен в начале Псалтири, как своего рода ключ ко всему собранию псалмов. Псалмопевец говорит, с одной стороны, о праведниках, верных закону, путь которых знает Господь и которым удаётся всё, с другой – о безбожниках, которые «как прах, возметаемый ветром», о «нечестивых», путь которых «погибнет» (Пс. 1:4–6). В Пс. 18:8–11 звучит гимн закону Господа, совершенному, истинному, умудряющему, укрепляющему душу. Данное через Закон Моисея откровение «верно, умудряет простых», его «повеления» «праведны, веселят сердце», «заповедь Господа светла, просвещает очи». Стихи 12–15 этого псалма – молитва верного закону иудея, «охраняемого ими», т.е. заповедями закона, и получающего «в соблюдении их великую награду». В стихах 13–14 молящийся говорит о своих прегрешениях, которые он совершил неумышленно или которые он не осознавал: за это Бог оправдает его, ибо дал ему закон, позволяющий достичь «непорочности» и «чистоты» «от великого развращения». Псалом 118, самый длинный во всём собрании, состоит, согласно числу букв еврейского алфавита, из 22 восьмистиший. Он восхваляет величие закона и путь к спасению, который он открывает для праведника. Каждый стих этого псалма является апологией Закона Моисея, который обозначается одним из восьми слов: «слово» (два варианта), «путь», «законы», «суды», «наставления», «свидетельства», «заповеди». Основной тон псалма, как и других, уже упомянутых, – радость и утешение, даруемые исполнением закона (ср.: Пс. 118:16, 24, 70, 77, 92 и др.). В повествовании Хрониста сохранение Закона Моисея – это задача левитов, которые «учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи» (2 Пар. 17:9; 34:13), и исполняли своё основное служение в храме, где «наблюдали над всеми работниками при каждой работе; из левитов же (были и) писцы, и надзиратели, и привратники» (2 Пар. 34:13). В круг обязанностей священников входило также судить тех, кто преступили закон. Иудейский царь Иосафат призывает священников «во всяком деле спорном… о кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах» судить народ, «чтобы они не провинились пред Господом…» (2 Пар. 19:10).

 



 
PR-CY.ru