ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 15

Верность закону и страх Божий присущи мудрецу. «Боящийся Господа будет поступать так, и твёрдый в законе овладеет ею» (Сир. 15:1). Отождествление закона и мудрости – причина того, что последняя описывается как тяжкое бремя. «Послушай, сын мой… Наложи на ноги твои путы её и на шею твою цепь её» (Сир. 6:24–25). Но это бремя ведёт к славе и ликованию. «Ибо… ты найдёшь в ней (мудрости) успокоение, и она обратится в радость тебе. Путы её будут тебе крепкою защитою, и цепи её – славным одеянием» (Сир. 6:29–31). Иисус Сирахов воспринимает высказанную в Притч 8:22–31 мысль о персонифицированной Премудрости, которая уже была при Сотворении мира и поэтому являет собой принцип мирового порядка (Притч. 8:22–31). В главе 24 Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится гимн Премудрости, её роли в творении и в истории Израиля. Открытая Создателем мира мудрость – это «книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым» (Сир. 24:25–26; ср.: 18:11–14). В этом сближении Закона Моисея и космической Премудрости закон приобретает универсальную ценность – весь мировой порядок представлен в законе Израиля, который можно увидеть в мире, понять его и жить согласно ему. В межзаветной литературе тема Моисеева Закона является одной из центральных. Во многих произведениях даётся не только истолкование отдельных заповедей, но и обсуждаются значение и роль Закона Моисея в контексте исторической ситуации (особенно в отношениях с другими народами). Поскольку в послепленную эпоху иудеи почти всё время находились под властью язычников, следование Моисееву Закону стало основой их этносоциальной идентичности. Многие иудеи были готовы защищать закон с оружием в руках или пойти на смерть, но не отказываться от соблюдения заповедей (1 Макк. 1:62–63; 2:19–22, 50; 2 Макк. 6:27–28; 7:2, 9, 11, 23, 37), что особенно ярко проявилось во время гонений Антиоха IV Епифана и в период римского владычества. Вместе с тем в межзаветную эпоху формируется несколько течений внутри иудейства, которые по-разному понимали как отдельные заповеди, так и смысл Закона Моисея в целом (при этом ни одно из течений не ставило под сомнение божественное происхождение Моисеева Закона и необходимость соблюдения заповедей). Появляется ряд заповедей, которые приписываются Моисею, но не содержатся в Пятикнижии. Так, несмотря на то, что соблюдение субботы было основным отличительным признаком иудейства, правила поведения в этот день не были жёстко определены и являлись предметом споров. Ессеям было запрещено зажигать огонь, передвигать сосуды в субботу и не только вести дела, но даже говорить о работе, отходить более чем на 500 шагов от дома, носить воду, использовать благовония и лекарства. Представителям другого течения категорически запрещались военные действия в субботу, третьим дозволялось воевать в целях самозащиты (1 Макк. 2:29–42), четвёртых ограничивали только случаями прямого нападения. Римляне признавали право евреев не воевать в субботу, а потому освобождали их от службы в армии. Новыми установлениями также явились практика молитвы дважды в день, посещение синагоги и изучение Писания по субботам (эта заповедь включена в Декалог у Псевдо-Филона), обязательное обучение Моисееву Закону детей, запрет абортов, связывающая сила клятвы (ср.: Мф. 23:16–22), умовение рук и др. (общий обзор еврейских законов дают Филон и Иосиф Флавий).

 



 
PR-CY.ru