ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 18

Из всех течений эпохи Второго храма пережить катастрофу удалось только фарисеям, которые постепенно полностью cменили священников в качестве толкователей Закона Моисея, их понимание Моисеева Закона (прежде всего, учение об Устной Торе) и отдельных заповедей стало доминирующим среди иудеев. Греческое существительное «закон» встречается в Новом Завете 191 раз, из них 119 раз – в Посланиях апостола Павла (преимущественно в Посланиях к Римлянам, к Галатам и в первом Послании к Коринфянам). Отсутствует это слово в Евангелии от Марка, Соборных Посланиях (за исключением Послания апостола Иакова) и в Откровении Иоанна Богослова. Хотя в синоптических Евангелиях это понятие встречается редко, проблематика закона часто присутствует в спорах и наставлениях Иисуса Христа (Мк. 2:23–28; 10:1–12 и проч.). Закон в синоптических Евангелиях понимается часто весьма расширительно как часть Писания или Писание в целом: «закон» (Мф. 5:18), «закон и пророки» (Мф. 5:17), «закон Господень» (Лк. 2:23), «закон Моисеев» (Лк. 2:22), Моисей и пророки (Лк. 24:27), «закон Моисеев и пророки и псалмы» (Лк. 24:44). Принципиальное отношение к Моисееву Закону того нового, что пришло с Иисусом Христом, выражено в Ин. 1:17: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Эта мысль постоянно присутствует и в словах Самого Иисуса Христа. Отрицая посредническую роль закона, Он благовествует о том, что отныне открывается прямой путь к Богу. Об этом свидетельствуют многие притчи, например, о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк. 15). Особенно явно эта мысль выражена в Мф. 11:28–30: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Хотя Моисеев Закон здесь прямо не назван, речь идёт именно о нём, т.к. выражения «трудиться над заповедями закона», «нести бремя или иго закона» были общепонятными и общеупотребительными в иудейской среде того времени. Если иудейство связывало спасение, обретение «покоя» (т.е. «Божественной субботы») с исполнением заповедей закона, Иисус Христос ставит спасение в зависимость от отношения к Нему Самому и Его новой заповеди. Свидетельство Иисуса Христа о месте Иоанна Крестителя в истории спасения (Мф. 11:7–19) является косвенным свидетельством Его о Самом Себе. «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся… все пророки и закон прорекли до Иоанна... он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:11–14). Иоанн – ожидаемый в конце времён пророк Илия, его явление завершает старую эпоху истории спасения и возвещает наступление новой эпохи непосредственной близости Царства Небесного (Божия). Задача служения всех ветхозаветных пророков и самого закона исполнилась в Евангелии Царствия Божия. «С сего времени Царствие Божие благовествуется...» (Лк. 16:16). В антитезах Нагорной проповеди (Мф. 5:21–48) Иисус Христос принципиально отвергает удовлетворение формальным исполнением отдельных заповедей закона: «Говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

 



 
PR-CY.ru