ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 16

В книге Юбилеев, относящейся к енохической традиции, большое внимание уделяется теме Закона Моисея. Израиль предстаёт как избранный Богом народ, который заключил с Ним завет. Хотя Бог неоднократно заключал заветы с праотцами, с точки зрения книги Юбилеев, в каждом случае речь шла об одном и том же едином завете. Закон, данный Моисею, является прямым следствием этого завета (что выражается даже на уровне календаря, поскольку Синайское законодательство произошло в 15-й день 3-го месяца – в тот же день, когда Бог заключил завет с Ноем – 6:1-21). Вследствие богоизбранности евреи обязаны соблюдать заповеди, отличающие их от язычников. В число этих заповедей входят заповеди о субботе, о запрете браков и совместных трапез с язычниками, о запрете идолопоклонства, инцеста и публичной наготы, о соблюдении праздников, об обрезании, о десятине. Иначе говоря, евреи не должны жить как язычники, поскольку никто из потомков Ханаана не спасётся. От избранного народа требуется неукоснительное и совершенное соблюдение всех заповедей, но Бог принимает покаяние в случае их нарушения. В отношении же язычников суд Божий будет суровым. Они не только не знают Закона Моисея, но и не соблюдают тот закон, который был дан Ноем для всего человечества (такие заповеди, как благословлять Творца, почитать отца и мать, любить ближнего, избегать блуда и осквернения, не вкушать с кровью, прикрывать наготу). Особенностью книги Юбилеев является то, что для толкования заповедей её составитель привлекает енохическую литературу, т.е. авторитетным источником для толкования Закона Моисея в данном случае выступает дополнительное откровение (такой подход свойственен всей енохической традиции). Иное отношение к Моисееву Закону прослеживается в текстах, которые были созданы в общинах, отделившихся от иерусалимского священства и основной массы иудеев (причём именно разногласия в понимании Закона Моисея стали причиной отделения). Кумранская община называла себя «домом закона» или «общиной закона». Те, кто вступали в неё, обещали «вернуться к закону Моисея». От членов общины требовалось точное соблюдение Моисеева Закона. Нарушение одних заповедей (богохульство во время чтения Закона Моисея или молитвы, клевета на руководство общины) каралось изгнанием из общины, нарушение других могло быть прощено только после длительного покаяния. Закон Моисея изучался в группах из десяти человек денно и нощно, а всей общиной – в третью стражу ночи. Особенностью кумранитов было то, что они утверждали существование «скрытых вещей» в законе, которые могли быть правильно поняты только «сынами Садока». Поскольку Закон Моисея во всей полноте был открыт именно членам общины, значит, только они и могли исполнять его так, как надо. Тот, кто не соблюдал закон таким образом, как его понимали в общине, не мог обрести спасения. Среди кумранских рукописей есть ряд текстов, посвящённых истолкованию Моисеева Закона. Однако наиболее важным является трактат «Некоторые из дел закона» (Галахическое послание), составление которого относится к середине II в. до н.э. (рукописи датируются 75 г. до н.э. – 50 г. н.э.).

 



 
PR-CY.ru