ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 12

Бог карает народ: разгром, порабощение и переселение несут неисчислимые беды. Но после покаяния Израиля в будущем Он установит с народом Новый завет и «вложит внутрь» его новый Дух, дающий народу способность поступать согласно Моисееву Закону. «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36:24–28; ср.: 37:21–28). Пророчество о Новом завете встречается и у пророка Иеремии (Иер. 31:31–34). Объясняя, в чём будет состоять этот Новый завет, Господь говорит, что это «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними…». Эти слова содержат аллюзию на выражение «не Мой народ» из пророческой проповеди Осии (Ос. 1:9: «И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим (Богом)»). После того как Яхве избрал Израиль Своим народом и указал ему в Законе Моисея путь к праведной жизни, народ оказался непокорным и отступил от закона. Тем самым он отверг обетования завета и навёл на себя проклятия, которые были предусмотрены за неисполнения Моисеева Закона. Содержание Нового завета описывается в четырёх обетованиях. Два последних в корне отличаются от привычного для богословия Ветхого Завета представления о том, что закону праведной жизни Израиль необходимо учить (ср.: Ос. 4:6; 5:4–5 и др.): «И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого…» (Иер. 31:34а). Сказанное обосновывается пророчеством («...потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» – Иер. 31:34б), в котором снимается всё то, что разрушало отношения между Богом и избранным народом. Этим обетованиям предшествует (Иер. 31:33б) формула завета: «...Буду им Богом, а они будут Моим народом». То, что, например, во Второзаконии понимается как содержание завета, заключённого через Моисея с народом, в Книге пророка Иеремии проецируется в будущее, о котором даётся обетование («Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). Закон продолжает быть актуальным и в этом эсхатологическом будущем, но он не будет дан человеку как внешнее требование, написанное на скрижалях или в книге, он станет частью его самого. «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33). В этом эсхатологическом будущем, о котором пророчествуют Иезекииль и Иеремия, верный закону человек будет поступать так, как будто то, что требует предписание закона, само собой разумеется. Возможно, об этом времени говорится и в псалмах: «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Пс. 36:31); «я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9).

 



 
PR-CY.ru