КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 69

Такое чтение, по мнению исследователей, лучше соответствует контексту: сравнение фимиама с благодарением представляется более естественным, чем его сравнение с Законом, особенно в свете ясных параллелей с Пс. 140:2 (чтение «Закон» принято в стандартном издании «Флорилегия; чтение «благодарение» принято в издании Гарсиа-Мартинеса и Э. Тигхелара). «Правда Божия» – ещё одно выражение апостола Павла (Рим. 1:17; 3:5, 21, 22; 10:3; 2 Кор. 5:21), которое раньше считалось не имеющим чётких параллелей с предшествующей апостолу Павлу и современной ему традицией. В «Уставе общины» исследователи нашли точное соответствие этому выражению, что позволило им сделать вывод о том, что апостол Павел имплицитно ссылался на известную ему палестинскую традицию. Свидетельства двух кумранских текстов («Комментария (пешера) на “Книгу пророка Наума”» и (в меньшей степени) «Храмового свитка») помогают исследователям понять интерпретацию «Второзакония» (Втор. 21:22–23) у апостола Павла. Слова «Второзакония» «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» цитируются апостолом Павлом в контексте, не соответствующем предписанию «Второзакония»: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал. 3:13). Апостол Павел подразумевает, что повешение на древе – это распятие, между тем как во Втор. 21:22 речь идёт о действии в отношении уже казнённого человека («если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве...»). После введения в научный оборот кумранских текстов исследователям стало ясно, что апостол Павел был не первым автором, который провёл связь между Втор. 21:22 и распятием. В «Комментарии на “Книгу пророка Наума”» содержится ясный намёк на казнь фарисеев – противников Александра Янная: «”[И он наполняет пищей] нору свою и логовище своё растерзанной добычей” (Наум 2:12). Имеется в виду Яростный лев, [который... учинил ме]сть над толкователями скользкого, который вешает людей живыми... [что не делалось] в Израиле прежде, ибо о живом [человеке], повешенном на [дереве], говорится [в Писании]». Указание на «повешенный живой» отсылает к выражению из Втор. 21:23 (букв. – «проклятие Бога – повешенный»). Из повествования Иосифа Флавия исследователям известно, что царь Александр Яннай приказал распять около 800 своих противников. Отождествление «Яростного льва» с Яннаем считается достаточно надёжно доказанным. Таким образом, фрагмент содержит свидетельство того, что уже в хасмонейскую эпоху текст Втор. 21:22–23 мог соотноситься с распятием. Расширенная версия Втор. 21:22–23 представлена в другом фрагменте, где конкретизируются преступления, за которые полагается казнь, упомянутая во Втор. 21:22, при этом сама казнь описывается дважды с некоторыми различиями: «Если появится человек, клевещущий на свой народ и предающий свой народ народу чужому и делающий зло в народе своём, то ты должен повесить его на дереве, и он умрёт в соответствии с [показаниями] двух свидетелей и в соответствии с [показаниями] трёх свидетелей, и он умрёт, и они повесят его на дереве».

 



 
PR-CY.ru