КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 66

Исследователи отмечают, что в дискуссии о значении кумранских рукописей для реконструкции религиозного контекста эсхатологического провозвестия Иисуса Христа и возникновения христианства в целом важную роль сыграло обнаружение в документах Кумранской общины текстов, свидетельствовавших о наличии представлений как о будущем спасении, так и об уже наступившем («реализованная эсхатология»). До открытия рукописей Кумранской общины в библейской науке считалось, что категория «реализованной эсхатологии» была особенностью провозвестия Иисуса Христа, отличающей его от современной Ему иудейской эсхатологической традиции: ср.: Лк. 11:20 (изгнание Иисусом демонов как знак того, что Царство Божие уже «достигло»); Лк. 10:23–24 (блаженства «видевших»); Лк. 7:22 (исполнение знаков эсхатологического спасения из «Книги пророка Исаии»: «...Слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют») и Мк. 2:19 (Лк.5:34 – логия о посте). В документах Кумранской общины были найдены параллель с Лк. 7:22 и несколько контекстов, позволяющих исследователям говорить о существовании у кумранитов концепции «реализованной» эсхатологии. В документе, который представляет собой фрагмент собрания, названного «Мессианский апокалипсис», возникшего, как полагают исследователи, вне общины, эсхатологическое спасение описывается практически теми же образами из «Книги пророка Исаии», что и в Евангелии: исцеление слепых (восьмая строка), воскресение мёртвых и проповедь бедным (двенадцатая строка). Субъектом действия при этом является Бог. Однако исследователи отмечают, что о спасении в данном тексте говорится лишь как о будущем, в то время как Иисус Христос в Лк. 7:22 понимает его как уже наступающее во время Его служения. Таким образом, использование образов из «Книги пророка Исаии» в обеих традициях показывает, что данное представление о знаках времени спасения было достаточно широко распространено в иудаизме того периода. Свидетельство кумранской «реализованной эсхатологии» исследователи видят в самопонимании общины как истинного храма Божия («Чертог святого святых [они] для Аарона... И [они] – дом совершенства и истины в Израиле»). Исследователи подчёркивают, что подобные представления свидетельствуют о том, что кумраниты рассматривали свою эпоху не только как период массового отступничества, но и как время, в которое Израилю было явлено совершенное соблюдение Закона (напротив, в литературе апокалиптики историческое время понимается как заведомо неспасительное). Х.В. Кун рассматривает отношение общины к себе как к истинному храму в качестве предпосылки для переноса представлений о будущем спасении в историческое время существования общины. Со всей ясностью оно выражено в гимнах общины и особенно в стихах 7–8 завершающего гимна: «…Даровал Бог в вечное владение тем, кого избрал Он, … дал им наследовать жребий святых, и с сынами неба связал их круг для общего совета как основу святого здания для вечного процветания [букв.: «насаждения»]…». В качестве примеров высказываний в смысле «реализованной эсхатологии» исследователи часто рассматривают стихи из гимнов общины: «…Дух лукавый Ты очистил от многих грехов, дабы предстать на посту с воинством святых и чтобы войти в общину с собором сынов неба. Ты бросаешь человеку жребий вечности с духами знания, чтоб в общем ли[кова]нии хвалить Твоё имя…»; «...чтоб предстоять на посту пред Тобою с вечным воинством и духами..., чтоб возобновляться со всем [вечно] сущим и с [все]знающими в общем ликовании...» и «…ради славы Твоей Ты очистил человека от греха…, чтобы соединиться... c сынами истины Твоей..., дабы из праха тления мёртвых вознести к совету [или тайне]... и от духа лукавого к разумению...».

 



 
PR-CY.ru