КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 68

«Книгу тайн» исследователи считают особенно показательной в этом отношении, поскольку в ней ярко выражены дуалистические представления. В небольшом фрагменте представлена целая серия этических оппозиций: правда/беззаконие, свет/тьма, знание/невежество, а в других фрагментах в круг этих оппозиций вовлекается понятие «плоть». В других фрагментах «дух плоти» противопоставляется «сынам неба». Исследователи отмечают, что понятие «дух» употреблено здесь не в антропологическом смысле, а в значении нравственного начала, т.е. в том же значении, что и в описании «двух духов» в «Уставе общины». Й. Фрей приходит к заключению, что «Книга тайн» пользовалась большим авторитетом у членов Кумранской общины, и выраженные в ней идеи получили последовательное развитие в собственно сектантских текстах. Тем не менее, традиция, к которой принадлежит «Книга тайн», существовала за пределами Кумранской общины, и наличие параллелей между «Книгой тайн» и корпусом Посланий апостола Павла указывает, по мнению исследователей, на то, что Павел был знаком с литератрной традицией палестинского иудаизма. Несколько раз апостола Павел употребляет выражение «дела Закона» (Рим. 3:20, 28; Гал. 2:16; 3:2, 5, 10), не имеющее соответствий ни в Ветхом Завете, ни в раввинистической традиции. Это же выражение употребляется в так называемом Галахическом письме: «И мы также написали для тебя некоторые из дел Закона, о которых мы подумали, что они хороши для тебя и для твоих людей». Выражение «дела Закона» указывает здесь, по мнению исследователей, на содержание письма, т.е. на галахические предписания. Данное обстоятельство, по мнению исследователей, может прояснить употребление выражения «дела Закона» у апостола Павла, который сам не даёт этому выражению специального пояснения. Другой параллелью из документов Кумранской общины, по мнению исследователей, может служить предписание «Устава общины», согласно которому каждый член общины должен испытывать другого на предмет «его разумения и его дел в Законе», т.е. на предмет тщательности и правильности соблюдения им галахических предписаний. По этим же критериям («разумение и дела в Законе») испытываются неофиты после исполнения одного года их проживания в общине. Для исследователей менее ясен пример из «Флорилегия», поскольку понятие «дела Закона» используется здесь не в отношении конкретных ситуаций, связанных с религиозным бытом общины и её устройством, а в контексте мистической интерпретации Священного Писания: «...И сказал Он построить Ему святилище человеческое, чтобы в нём совершали перед Ним курения – дела Закона». Ещё одна проблема интерпретации этого текста обусловлена, по мнению исследователей, палеографическими трудностями: из-за сходства букв «реш» и «далет» слово «Закон» может быть прочитано как «благодарение».

 



 
PR-CY.ru