КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 65

Однако запрет Иисуса Христа мог иметь прецедент уже в «Дамасском документе», который содержит требование для мужчины быть женатым только на одной женщине (либо не жениться, пока жива разведённая супруга: «Они ловятся двумя [сетями]: блудом, беря двух жён при их жизни, тогда как основа творения [суть слова]: “мужчиной и женщиной сотворил их”»; такое же обоснование нравственного учения с апелляцией к Быт. 1:27 используется и Иисусом Христом; см.: Мк. 10:6–9; Мф. 19:4–6). Вместе с тем текст одного из фрагментов, как полагают исследователи, подразумевает возможность развода для членов секты. Исследователи отмечают параллели в форме антитез Нагорной проповеди («А Я говорю вам», Мф. 5:21–48) и возникшего в ранний период существования общины полемического текста, в котором мнение оппонентов часто отвергается словами «[но] мы говорим». Вопрос о сходстве формулировок в евангельских заповедях блаженства (Мф. 5:3–12; Лк. 6:20–23) и в кумранском тексте, а также о соответствии обозначений (в том числе «нищие духом» в Мф. 5:3 с евр. «бедный духом» в одном из фрагментов, как полагают исследователи, также имеет свою обширную библиографию. Для исследователе очевидно, что заповедь Лев. 19:18 о любви к ближнему для Кумранской общины имела большое значение. Её отголоски исследователи слышат в предписаниях «Дамасского документа»: «…Возносить святые [приношения]..., любить каждому брата своего как себя, держать руку бедного, нищего и поселенца». Согласно «Уставу общины», её члены должны «наставлять друг друга в ис[тине], смирении и любви к милосердию для каждого» и не «говорить со своим ближним гневно или с упрёком». Во всех случаях в качестве объекта этой любви, безусловно, понимаются члены общины. Иначе дело обстоит с евангельской заповедью о любви к врагам (Мф. 5:44–45; Лк. 6:27, 35). В Мф. 5:43 Иисус цитирует Лев. 19:18: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего» – и добавляет к ветхозаветной заповеди: «...И ненавидь врага твоего». Последних слов в Ветхом Завете нет, хотя в псалмах неоднократно встречаются обращения к Богу с просьбой отомстить врагам (например: Пс. 34:26; 108:1–20, ср.: Пс. 26:6). Ближайшие параллели им исследователи обнаруживают в кумранском «Уставе общины», который совершенно ясно предписывает «любить всех сынов света... и ненавидеть всех сынов тьмы…» («Вот правила пути для руководителя… для его любви вместе с его ненавистью, вечной ненавистью к людям преисподней…»). По этой причине некоторые исследователи были убеждены, что в Мф. 5:43–48 содержится полемика с кумранитами. Однако другие исследователи считают, что оснований для этого вывода нет. «Ненависть» кумранитов обусловлена религиозными причинами и имеет истоки в их дуалистических представлениях, которые, в конечном счёте, предполагают наличие чуждого Иисусу Христу образа Бога. Сам контекст Мф. 5:21–48 не позволяет исследователям сделать заключение, что критике подвергается какое-то сектантское представление. В целом тот тип интенсивного эсхатологического ожидания, который отражён у евангелистов-синоптиков, исследователи видят аналогии и в кумранских рукописях, свидетельствующих об общине, которая ожидала Божия суда в самом ближайшем будущем, напряжённо вчитывалась в «Книгу пророка Даниила» и видела исполнение пророчеств в своей истории.

 



 
PR-CY.ru