КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 67

Несмотря на то что апостол Павел, происходивший из диаспоры и принадлежавший к партии фарисеев, не мог иметь интенсивных контактов с членами Кумранской общины и едва ли испытал их идеологическое влияние, тексты Кумранской общины позволили исследователям переосмыслить ряд важных аспектов его богословия. До введения в научный оборот кумранских рукописей считалось, что апостол Павел имел мало точек соприкосновения с палестинским иудаизмом его времени и испытал значительное влияние не только эллинистического иудаизма, но и (в плане учения об искуплении) эллинистического язычества. Такое мнение было вызвано, прежде всего, отсутствием параллелей с рядом важных богословских концептов у апостола Павла: использование им слова «плоть» с негативными коннотациями, как обозначение у человека тех желаний, которые противоречат его же духовным устремлениям, считалось нигде больше не засвидетельствованным в рамках межзаветного иудаизма (в то время как эллинистические параллели здесь казались очевидными); вызывала недоумения интерпретация «Второзакония» (Втор. 21:22–23) в Послании Глатам (Гал. 3:13), явно не соответствующая буквальному смыслу ветхозаветного текста; получило несколько альтернативных объяснений выражение «дела Закона», не имевшее параллелей за пределами паулинистического корпуса. Изучение текстов Кумранской общины показало исследователям, что во многих случаях апостол апеллировал к богословским идеям, которые так или иначе были известны его аудитории. В Посланиях апостола Павла термин «плоть» приобретает уничижительные коннотации (Гал. 5:17; Рим. 8:3–8). Исследователи отмечают, что такое употребление этого понятия не характерно ни для Ветхого Завета, ни для раввинистической традиции эпохи таннаев и амораев (в Быт. 6:3, где понятие «плоть» употребляется в негативном смысле, оппозиция плоти и духа не имеет антропологической перспективы). Напротив, в ряде текстов Кумранской общины понятие «плоть» чётко ассоциируется с грехом. В «Уставе общины» речь идёт о «беззаконной плоти» и о «нечестии плоти», которые противопоставляются Божественной силе, возрождающей и преображающей человека. Вместе с тем «Устав общины» не мог получить распространения за пределами Кумранской общины: таким образом, наиболее очевидную параллель с паулинистическим корпусом исследователи находят в тексте, который заведомо не мог оказать влияние на апостола Павла. Йорг Фрей нашёл выход из данного затруднения в обращении к нескольким текстам, написанным в жанре «литературы премудрости», которые по содержанию не связаны с деятельностью Кумранской общины и предположительно были написаны до её возникновения (иначе они не попали бы в библиотеку Кумранской общины). Исследователь отмечает, что в текстах так называемой Книги тайн понятие «плоть» тоже используется в негативном смысле.

 



 
PR-CY.ru