КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 64

Предположение о том, что различные датировки Тайной вечери у синоптиков (казнь Иисуса Христа в пятницу после пасхальной ночи) и в Евангелии от Иоанна (распятие в пятницу непосредственно перед пасхальной ночью) исследователи объясняют тем, что Иисус Христос совершил вечерю согласно кумранскому солнечному календарю, в ночь со вторника на среду, не получило поддержки в академической науке. Для исследователей очевидны принципиальные различия между строгим, буквалистичным пониманием «Торы» в Кумранской общине и отношением Иисуса Христа к предписаниям Закона, особенно в вопросах о чистом и нечистом и о соблюдении субботы. Характерным примером подобного различия исследователи называют отношение к трапезам, в которых участвуют и внешние по отношению к общине люди. Напротив, в Кумранской общине даже те, кто прошли первый этап посвящения, «постигли наставление» и прожили в общине один год, не могли «касаться чистоты [пищи] старших [т.е. полноправных членов]», пока не прошли испытание, а весь последующий год – и их «питья)». Совершенно иное отношение к участникам трапезы было у Иисуса Христа и Его сторонников. Общие трапезы с «мытарями и грешниками» были для них характерными (Мк. 2:15–17; Мф. 9:10–13; Лк. 5:29–32; ср.: Лк. 7:33–34; 19:7). «Устав общины» требовал исключения из Кумранской общины всех увечных (среди прочих – парализованных, хромых и слепых) как не пригодных для участия в культе (ср.: Лев. 21:16–24). Слова Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лк. 14:12–14) звучат как альтернативная по отношению к кумранской программа: наряду с «нищими» (как самообозначение членов Кумранской) Он приглашает на пир «увечных, хромых, слепых» (в притче о пире этот призыв повторяется – Лк. 14:21). То же исследователи говорят о различии в вопросе о соблюдении субботы. Отношение Иисуса Христа к этому предписанию Закона изображено, например, в евангельском рассказе о срывании учениками колосьев в субботу (Мк. 2:23–28; Мф. 12:1–8; Лк. 6;1–5) с его центральным тезисом: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), а также в истории об исцелении сухорукого в субботу (Мк. 3:1–5; Мф. 12:9–13; Лк. 6:6–10). В Кумранской общине, напротив, субботние ограничения соблюдались очень строго, их подробный перечень приведён в «Дамасском документе» (есть запрет спасать животное, упавшее в субботу «в ров или яму»). Подобный ход мысли для Иисуса Христа настолько абсурден, что в Евангелии от Луки (Лк. 14:5) Он говорит о прямо противоположном решении как о само собой разумеющемся: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (при этом Он обращается к фарисеям, подразумевая, как полагают исследователи, принимаемое ими галахическое предписание). Дискуссионным остаётся вопрос об отношении обеих общин к проблеме развода: детальное сравнение затруднено для исследователей противоречивостью сведений, содержащихся в документах Кумранской общины. Долгое время считалось, что полный запрет Иисусом Христом развода (Мк. 10:11–12; Мф. 19:9; ср.: Лк. 16:18) не имеет параллелей в иудаизме того времени. Согласно «Второзаконию» (Втор. 24:1–4), развод как таковой не осуждался.

 



 
PR-CY.ru