КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 62

Исследователи полагают, что споры вокруг данного места вызваны тем, что один из глаголов можно понять и как окончание того же глагола во множественном числе, и как местоименный объектный суффикс. Контекст едва ли допускает принять однозначное решение, но согласиться с переводом «умертвят князя» исследователям не позволяет отсутствие показателя прямого объекта – «князь». Кроме того, при прочих равных положениях представление о том, что умертвят князя общины (т.е. положительный персонаж), исследователи считают менее естественным, чем представление о том, что этот князь сам кого-то одолеет (наконец, отсылка к Ис. 10:34–11:1 в строках 1–2 данного фрагмента также делает такую интерпретацию четвёртой строки в образах Ис. 11:4 исследователи считают наиболее вероятной). В научных изданиях получил распространение перевод «и князь общины, отрасль Давида, умертвит его», т.е. говорится не о гибели мессии, а о мессианской фигуре, «князе общины», или об «отрасли Давида» (ср.: Ис. 11:1), который убивает своих врагов, как предсказано в Ис. 11:4b. Таким образом, даже при наличии определённых аналогий между Иисусом Христом и «Учителем праведности» идея о том, что жизнь Иисуса Христа была прообразована в судьбе «Учителя праведности», не выдерживает критики. Несмотря на то, что у исследователей нет оснований связывать жизнь и учение Иисуса Христа непосредственно с Кумранской общиной, в литературе по-прежнему обсуждаются интересные и важные параллели между текстами Кумранской общины и Евангелиями, позволяющие исследователям точнее понять религиозный контекст провозвестия Иисуса Христа. Исследователи отмечают целый ряд сходств в том, как кумраниты описывали служение «Учителя праведности», и в том, как Иисус Христос говорил об исключительном значении Своего служения. Бог не только открыл «Учителю» «все тайны слов Его пророков», но и поставил его «знамением избранникам правды» и «отцом сынам Милости»; кроме того, он станет «силком для преступников, исцелением для всех покаявшихся в преступлении». Эти характеристики служения «Учителя праведности» исследователи часто сравнивают с проповедью Иисуса Христа о невозможности спастись без веры в Него (Лк. 12:8–9; Мк. 8:38). При известном сходстве в характеристиках служения Иисуса Христа и «Учителя праведности» для исследователей очевидно, что основные обстоятельства их жизни самым существенным образом разнятся. В отличие от Иисуса Христа, казнённого приблизительно в 30 г. н.э., «Учитель праведности» умер естественной смертью, согласно распространённой датировке, около 110 г. до н.э. В обоих случаях имело место преследование со стороны первосвященников (Каиафы и, как полагают исследователи, Ионафана). Исследователи также отмечают различия в истории и ряде представлений кумранской и первохристианских общин. Так, даже притом, что авторитет «Учителя праведности» сохранялся в течение всего времени существования созданной им общины (приблизительно со 120 г. до н.э. до 68 г. н.э.), из слов «Другие же помимо них не постигнут [этого], пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» исследователи не могут сделать вывод о существовании веры в его возвращение.

 



 
PR-CY.ru