КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 63

Отсутствие эсхатологических ожиданий, связанных с личностью «Учителя праведности», по мнению исследователей, стало одним из факторов, не позволивших членам Кумранской общины сохранить свою идентификацию после катастрофы первой Иудейской войны. Напротив, последователи Иисуса Христа выступили с проповедью о том, что Бог воскресил Христа из мёртвых (ср.: 1 Кор. 15:3–5), используя для выражения этого опыта как иудейские представления о мессии (предание, цитируемое апостолом Павлом в Рим. 1:3–4а), так и понятные язычникам формулировки (представление об изначально существующем «образе Божьем» в гимне о Христе в Флп. 2:6–11). Начавшееся как мессианское движение в рамках современного ему иудаизма христианство вскоре стало распространяться практически по всему цивилизованному миру, что предполагается уже апостолом Павлом (ср. указание на Испанию в Рим. 15:24, 28), а ранними евангелистами формулируется как программа апостольской миссии (Мк. 13:10; ср.: 14:9). Очевидное сходство в организации общины последователей Иисуса Христа и Кумранской общины учёные усматривают в наличии особой группы из 12 человек. С одной стороны, среди учеников Иисуса были 12 ближайших апостолов. С другой стороны, в «совете общины» была группа из «12 человек» (а также «троих жрецов»: т.о., «12 человек» не имели священнического происхождения), «совершенных во всём открытом из всего Учения (Торы)» (выражение «совет общины», по мнению исследователей, должно указывать на всех полноправных членов Кумранской общины). В обоих случаях для исследователей очевидно представление о том, что группа из 12 указывает на 12 колен Израилевых. Исследователи полагают, что несмотря на некоторое сходство, ряд существенных различий в устройстве обеих общин лишает всяких предпосылок заключения, подобные тем, которые делал А. Дюпон-Соммер. Например, хотя среди ближайших призванных учеников Иисуса Христа были лишь немногие (пять призваний в Мк. 1:16–20; 2:14, ср. также пять призваний учеников в Ин. 1:35–51), обетование наступающего Царства Божия было адресовано всем слушавшим Его проповедь. Иначе дело обстояло в Кумранской общине. Кумраниты были организованы как закрытая община (характерно её самоназвание – «соединение воедино») с несколькими этапами проверки и двухлетним испытательным сроком для кандидатов, желавших вступить в общину. В предписании об улаживании споров между членами первохристианской общины при «одном или двух» свидетелях (Мф. 18:15–17) исследователи усматривают сходство с кумранским правилом о необходимости наличия свидетелей при разрешении споров на совете общины. Вместе с тем данная параллель часто отвергается по причине отсутствия консенсуса в вопросе об аутентичности указанных евангельских стихов. В отличие от Кумранской общины у первых учеников Иисуса Христа, судя по всему, не практиковалась передача собственности новой общине. Они, как правило, покидали свои семьи и дома (однако Иисус Христос часто останавливался в Капернауме в доме Петра и его тёщи – Мк. 1:29–31; 2:1, 15; 9:33, а женщины «служили Ему имением своим» – Лк. 8:3). Предметом споров остаётся сравнение общественной трапезы в Кумранской общине и Тайной вечери Иисуса. Христа.

 



 
PR-CY.ru