КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 61

Уже на самом раннем этапе дискуссии о взаимосвязи кумранских документов с Новым Заветом Андре Дюпон-Соммер предложил рассматривать Кумранскую общину как своего рода прототип раннего христианства. Популяризатором этой идеи стал Э. Уилсон. В рамках данной модели Кумранская община считалась предшественницей раннего христианства, а «Учитель праведности» – прообразом, на который ориентировались в Своём служении Иисус Христос и евангелисты в описании Его служения. Гипотеза была отвергнута академическими учёными, но получила особенно широкое распространение в СМИ. А. Дюпона-Соммера поразило внешнее сходство между некоторыми особенностями истории и идеологии Кумранской общины и богословием раннего христианства. Особое значение он придавал использованию членами Кумранской общины понятия «новый завет» для выражения самоидентификации, что подтолкнуло его к широкомасштабным сравнениям центральных фигур и богословия обеих групп: отмечается сходство в темах проповеди (покаяние, бедность, смирение, любовь к ближнему, целомудрие); в призыве к соблюдению Закона Моисеева; в самосознании обеих общин, считавших себя избранными, и мессианском самосознании их основателей; в гонении со стороны первосвященников на Иисуса Христа и «Учителя праведности»; в осуждении и казни последних; в пророчестве о разрушении Иерусалима; в вере в возвращение их в конце времён и суд над грешниками; в основании общины, которая ожидала возвращения «Учителя», совершала обряд священной трапезы, имела «надсмотрщика», ориентировалась на идеал единства собственности. Э. Уилсон, который в своих популярных работах исходил из идей А. Дюпона-Соммера, видел в Кумранской общине и ессеях, с одной стороны, и в Иисусе Христе и первых христианах – с другой, последовательные этапы единого движения. Масштабные аналогии, проведённые А. Дюпоном-Соммером, были основаны на ряде ранних не совсем точных прочтений кумранских документов. Кумранский «Учитель праведности» имел пророческое самосознание – он истолковывал Писание, потому что ему «поведал Бог все тайны слов Его пророков». Исследователи полагают, что он был первосвященнического происхождения и во время Маккавейской войны объединил несколько оппозиционных групп в «йахад» – «союз ессеев». Но мессианского самосознания у него не было, равно как и последователи «Учителя праведности» не считали его мессией. В большинстве текстов, говорящих об «Учителе», проводится чёткое различие между исторической фигурой основателя общины и эсхатологическим пророком (ср.: Втор. 18:15–18), который ещё только ожидается членами Кумранской общины. Исследователям известно также, что «Учитель праведности» подвергался преследованиям со стороны его врагов, но ни один документ не говорит о его насильственной смерти. Дискуссия по последнему вопросу развернулась вокруг небольшого фрагмента, который рассматривался как свидетельство гибели мессии (предлагался следующий перевод четвёртой строки: «И умертвят князя общины, отрас[ль Давида]»).

 



 
PR-CY.ru