КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 11

Другая группа, примыкающая к «Переработанному Писанию»,– апокрифы, авторы которых не просто делали добавления в традиционный текст, но создавали на его основе совершенно новые произведения. Таков, например, арамейский «Апокриф на Книгу Бытия», палеографически и лингвистически датируемый I в. до н.э. – I в. н.э. и близкий по тексту, а также идейно к книгам Еноха и Юбилеев. Исследователи полагают, что апокриф был создан в Кумране, хотя ничего специфического, привязывающего именно к Кумранской общине в нём нет; исследователи полагают также, что, как и «Книга Юбилеев», он привнесён в общину извне. В основе сюжета лежат истории о Ное и об Аврааме из «Книги Бытия», однако они претерпели значительные расширения. Так, в качестве первой части апокрифа принято выделять рассказ о рождении Ноя, начинающийся с истории Стражей, падших ангелов, из-за которых в мире возникает зло. За ним следует рассказ о Ламехе, отце Ноя, который при виде прекрасного, сияющего ребёнка усомнился в собственном отцовстве. Разрешить сомнения Ламеху помог Енох. В тексте не остаётся места для истории сотворения мира, истории о грехопадении, зато на первый план выводится фигура Еноха, что характерно для литературы эпохи Второго храма. После первой части истории происхождения Ноя помещена «Книга речений Ноя», состоящая из самовосхвалений, апокалиптических видений и наставлений о строительстве ковчега и жертвоприношениях. В третьей части рассказывается история Авраама. Она ближе к традиционному сюжету, нежели две предыдущие, но всё-таки имеет ряд особенностей. Так, в текст вводится не встречающийся нигде больше сон Авраама, легитимирующий ложь Авраама фараону о родстве с Саррой, благодаря чему поступок патриарха оказывается спасительным действием, предписанным Богом. Также в сюжет вводится описание красоты Сарры, которое даёт понять, что именно привлекло в ней фараона. Причём наряду с внешней привлекательностью подчёркивается её мудрость. Кроме того, в тексте объясняется появление Агари (часть фараонова дара Аврааму и Сарре) и многие другие детали, остающиеся неясными в библейском повествовании. Помимо значительного расширения сюжета этот и подобные ему тексты часто насыщены идеями, изначально отсутствующими в библейском тексте. Например, и в «Апокрифе на Книгу Бытия», и в «Комментарии на Книгу Бытия», и в «Книге Юбилеев», и в «Храмовом свитке» исследователи ясно видят мысль о связи права владеть землёй обетованной с сексуальной чистотой.

 



 
PR-CY.ru