КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 15

У учёных до сих пор нет единства во мнениях по вопросу, каким образом эти тексты связаны с Кумранской общиной, и отражают ли они реальные условия её жизни. Кроме того, исследователям не совсем ясна связь между этими двумя текстами. Оба документа похожи, но предписания «Устава» очевидно строже. Исследователи по-разному объясняют наличие двух уставов в одной общине. Одни утверждают, что «Устав» написан для изолированной общины аскетов, а «Дамасский документ» – для общин, проживающих в сёлах и городах. Иные считают, что «Устав» отражает расцвет общины, тогда как «Дамасский документ» – её упадок. «Храмовый свиток» (самый длинный единый текст из Кумрана, древнейшую копию исследователи датируют второй половиной II в. до н.э., а сам текст, – возможно, первой половиной II в. до н.э. – началом II в. до н.э.) примечателен тем, что практически полностью сосредоточен на изложении закона, который даётся в нём от первого лица, т.е. от имени Бога, что свидетельствует о высоком статусе этого текста в общине. В отличие от «Дамасского документа» и «Устава» значительная часть «Храмового свитка» посвящена законам, касающимся устройства храма, храмового служения, календаря, ритуальной чистоты. Причём описываемый в нём храм не соответствует ни одному из исторических еврейских храмов, а служит, скорее, прообразом нового, эсхатологического храма. Лишь небольшая, последняя часть текста посвящена общим законам для Израиля, взятым, в основном, из «Второзакония». Предписания этого документа было невозможно исполнить в тех условиях, в которых жила община, поскольку одной из основных её особенностей была отделённость её членов от иерусалимского культа. Но сам факт существования этого текста может указывать, по мнению исследователей, на надежду членов общины на восстановление храмовой жизни в будущем, которое казалось им настолько близким и реальным, что уже был закон, по которому в этом будущем им предстоит жить. Текст «Некоторые из предписаний Торы» часть исследователей признаёт наряду с «Храмовым свитком» одним из самых ранних документов общины, составленных практически сразу после схизмы в начале II в. до н.э. (древнейшая из сохранившихся копий – cередины II в. до н.э.). Начало текста утеряно, поэтому исследователям трудно понять, является ли он посланием общины храмовым служителям, полным надежды на исправление иерусалимского культа, или же представляет собой некое изложение принципов веры кумранитов. Но то, что сохранилось от письма, проливает свет как на причины отделения общины, так и на отношение её членов к Иерусалимскому храму. Текст состоит из трёх частей: «Календарного раздела», «Законодательной части» и «Эпилога», в котором и говорится об отделении общины от остального Израиля из-за несогласия по законодательным вопросам. Исследователи отмечают, что помимо перечисленных в Кумране были найдены и другие тексты уставного характера, но все они очень фрагментарны и мало что добавляют к уже известному из указанных документов.

 



 
PR-CY.ru