КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 14

Подобно тому как находки в пещерах Кумрана обогатили науку знанием о древнееврейской интерпретации Писания, они принесли также новые сведения по истории древнееврейского законодательства. До нас дошли пространные записи как тех законов, по которым община жила, так и тех, в соответствии с которыми, судя по всему, она намеревалась жить в будущем. В рукописях сохранились отголоски полемики с оппонентами (фарисеями?), чье законодательство отличалось от кумранского. Уже давно исследователи обратили внимание на то, что в кумранских текстах нет галахи в форме, известной по «Мишне» и «Талмуду», но очень широко представлены так называемая имплицитная галаха или «законодательный мидраш», построенный на скрытом цитировании не только «Торы», но и «Переработанной Библии» и парафразов. По сути, все найденные в Кумране уставные документы представляют собой, по мнению исследователей, рефлексию на законы «Торы» (прежде всего, «Второзакония»), являясь, таким образом, «переработанным» библейским законодательством. Исследователи отмечают, что рукописей, содержащих законодательные предписания, достаточно много, но самые важные из них – четыре хорошо сохранившихся текста: «Дамасский документ», «Устав общины» и дополнения к нему («Текст двух колонок» и «Свиток Благословений»), «Храмовый свиток» и «Некоторые предписания Торы» (или «Галахическое послание»).  «Дамасский документ» («Цадокитские фрагменты»), древнейшую из сохранившихся копий которого исследователи датируют началом I в. до н.э. (хотя сам текст, судя по всему, более древний и может быть датирован началом II в. до н.э.), был известен исследователям задолго до кумранских открытий, поскольку часть текста была обнаружена Шехтером в Каирской генизе в 1896 г. Название сочинения связано с упоминающимся в нём Дамаском, в «земле» которого был заключён новый завет с некими «сынами». Сам же текст, с одной стороны, представляет собой полемику с оппонентами авторов документа, с другой – содержит законы и наставления относительно устройства и жизни общины. При этом документ допускает наличие у общинников частной собственности, рабов и подразумевает наличие семей. Вопрос о том, как один из текстов Кумрана попал в Каирскую генизу, остаётся дискуссионным. Наиболее приемлемой исследователи считают версию, согласно которой одна из пещер была найдена около 800 г. н.э., и тексты из неё попали в руки евреев-караимов, которые вывезли фрагменты документа в Египет. Текст «Устава общины» исследователи также датируют II в. до н.э. (древнейшая из сохранившихся копий относится к началу I в. до н.э.). Он в гораздо большей мере посвящён регулированию жизни в общине. «Устав» не подразумевает наличие у членов общины семей и собственности, предписывает очень строгую дисциплину и жёсткую иерархичность, предусматривая наказания за нарушения как дисциплины, так и субординации. В нём описан ряд важнейших для жизни общины ритуалов, например, ритуал «вхождения в завет», трапеза.

 



 
PR-CY.ru