КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - Страница 12

Помимо «Апокрифа на Книгу Бытия» в Кумране было найдено множество фрагментов других апокрифов и псевдоэпиграфов: «Книги Ноя», «Книги Иакова», «Книги Иосифа», книг Кафы и Амрама, «Речений Моисея», «Апокрифа Книги Иисуса Навина», апокрифов Даниилова круга («Молитва Набонида»), книги Давида, «Апокрифов на книги Иеремии и Иезекииля» и др. Исследователи отмечают, что все тексты фрагментарны настолько, что даже точная их идентификация порой затруднительна. Но их количество указывает на то, что апокрифическая традиция была принята в Кумране. Исследователи полагают, что кумраниты активно участвовали в её создании, в результате чего возник своего рода «параллельный канон»: практически на все книги еврейского канона были написаны апокрифы или псевдоэпиграфы. Многие сюжеты не несут в себе ничего специфически сектантского и могли быть написаны где угодно, но факт, что они оказались в библиотеке Кумранской общины, свидетельствует о том, что эти сюжеты были близки её членам. Другие тексты содержат идеи, очевидно, волновавшие кумранитов: чистота священства и храма, взаимодействие священства с остальным Израилем, правильность календаря, общение ангелов с людьми (как негативное (история с падением ангелов), так и позитивное (наставления Михаила)). Все эти сюжеты, по мнению исследователей, важны для понимания идеологии общины, в том числе того, как её члены воспринимали современные им исторические события; они свидетельствуют об определённом отношении к священному тексту, к идее канона и показывают, что на рубеже эр существовало множество книг, приписанных различным библейским героям. Данные апокрифические произведения представляют для исследователей большой интерес, т.к. они свидетельствуют о почитании в Кумранской общине текстов, которые впоследствии не были приняты в канон магистрального направления иудаизма. Из этого исследователи делают вывод, что в них содержались идеи, с которыми не были согласны сторонники будущего раввинистического иудаизма, но которые разделяли кумраниты. Этот факт вовсе не обязательно указывает на кумранское происхождение текстов, но подтверждает идею о том, что иудаизм рубежа эр был далёк от единства, а библейские тексты ещё не обрели «неприкосновенность», которая была придана им век спустя.

 



 
PR-CY.ru