ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 11

В последней трети XV – начале XVI вв. складывались разновидности знаменного Октоиха-Стихираря: краткая, включавшая отдельные циклы воскресных стихир великой вечерни, и пространная – с более обширным комплектом стихир, списки которой различались количеством текстов и полнотой представленных в них литургических циклов. Октоих-Стихирарь содержал отмеченные литургическими рубриками нотированные циклы стихир седмичного круга (на вечерне – на «Господи, воззвах», восточны, богородичен, на стиховне, «алфавита», богородичен; на утрене – на хвалитех, восточны), включая будние (чаще богородичны), которые дополнялись обычно степенными антифонами (на своём месте в каждом гласе или в виде самостоятельного раздела) и выделенными из последования гласов, впервые нотированными ещё в XII в. евангельскими стихирами (иногда с воскресными светильнами и богородичнами). Введение певческого Октоиха с чином малой вечерни воспринималось ещё в первые десятилетия XVI в. как новое явление, о чём свидетельствуют рубрики рукописей («писание сътваряем якоже и в охтаиках новых положено»). Ранние списки в отличие от ненотированного Октоиха могли включать лишь часть стихир (например, только воскресные), причём не все циклы и неполный набор текстов (например, три на «Господи, воззвах» с богородичном и один на стиховне). Нотация стихир Октоиха свидетельствует о том, что в рукописях этого времени зафиксирована вполне сложившаяся мелодическая редакция, которая впоследствии изменялась незначительно. Позднее невменная запись песнопений подвергалась коррекции и уточнению Она могла отражать незначительную вариативность мелоса, стала более детализированной, однако формульная структура мелоса уже в этот период приняла тот вид, который хорошо известен по рукописям XVII в. Распев Октоиха-Стихираря, основа стихирарного мелодического стиля, включает богатый фонд знаменных попевок силлабо-невматического типа, дополненный небольшим количеством мелизматики (фит и лиц). Певческие книги знаменного распева, ранее писавшиеся на пергамене в виде самостоятельных кодексов, каждый из которых ориентировался на определённый богослужебный круг и/или тип песнопений, в последней трети XV в., с переходом на бумагу, начинают объединяться в сборники, своего рода антологии песнопений. Они могли включать как полный корпус знаменных песнопений, необходимых для совершения богослужения в любое время, так и отдельные части в различных сочетаниях – Ирмологий, Октоих (нередко его литургические циклы (воскресны, восточны, богородичны, евангельские стихиры) помещались в разных частях рукописи) и Стихирарь различной полноты, более или менее развёрнутые фрагменты Обихода, часто и азбучные тексты. В конце XV – начале XVI вв. в певческих сборниках появляются небольшие подборки «покаялнов» (покаянных стихов, или умиленных стихов), которые уже в середине XVI в. были оформлены в осмогласный цикл, впоследствии постоянно пополнявшийся новыми текстами. Основу мелоса покаянных стихов составляли попевки знаменного распева, хотя они могли сочетаться и с мелодическими оборотами, характерными для народно-песенной лирики.

 



 
PR-CY.ru