ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 12

Их тексты были разнородными – заимствованными из песнопений, посвящённых теме покаяния, сокрушения о грехе (тропари покаянного содержания, триодные стихиры или их фрагменты), компиляциями из отдельных стихов известных песнопений или внелитургическими, в которых отражались эсхатологические ожидания «судища страшна», нравственные идеалы чистоты, добра, нестяжания, а также исторические события. По мнению исследователей, с созданием знаменного Октоиха-Стихираря связано появление в заголовках певческих азбук-перечислений понятия «знамение столповое» (последняя четверть XV в., середина XVI в.; позднее также «столповое пение», 1620 гг.), которое происходит от евангельских столпов – указателя воскресных чтений Евангелия в связи с последовательным чередованием недельных гласов. Число азбучных текстов в последней четверти XV – первой половине XVI вв. заметно увеличилось. Наряду с азбуками-перечислениями переписывались «сказания знамению», музыкально-теоретические руководства, содержащие толкование знаков, т.е. описание соотношений между ними по высоте, приёмов их исполнения, указывающих направление движения, мелодические и ритмические особенности, а также объяснение наиболее характерных гласовых попевок. Способ подачи информации в этих руководствах напоминает конспект речи дидаскала (учителя), который использует все приёмы воздействия на учеников: изображает и знамя, и показывает голосом, «како поется» оно, и даёт словесный комментарий к исполнению. По мнению исследователей, появление большего количества таких азбук косвенно свидетельствует о деятельности церковной власти, направленной на повышение уровня знаний и мастерства певчих. В Новгороде, с древности имевшем, судя по сохранившимся рукописям, высокий уровень развития певческого искусства, Новгородский и Псковский архиепископ Геннадий (Гонзов), тем не менее, критически оценивал результаты современного ему клиросного образования и воспитания певцов, считал необходимым создание училищ, которые должны были готовить «в четцы и певцы», упрекал «мастеров» в низком качестве обучения. Во второй половине XVI – первой половине XVII в. формируются полные версии основных певческих книг знаменного распева, записанные вполне сложившейся знаменной нотацией. Результатом совершенствования и детальной выработки формульного словаря знаменного распева в начале XVII в. стали самостоятельные своды знаменных попевок («имена попевкам» в «Ключе знаменном» инока Хрисанфа из его певческого сборника 1604 г.), отделившиеся от перечней знамен, а также собрания фит и лиц, нередко сопровождавшиеся разводами и со временем пополнявшиеся. В продолжение общих тенденций, сложившихся в предшествующий период, расширялся состав певческих рукописей. В качестве приложения к Ирмологию помимо розников (ирмосов трипеснцев на предпразднства Рождества Христова и Богоявления) стали включать раздел ирмосов «прибыльных», среди которых находились и известные по византийским спискам ирмосы-подобны, составленные по модели праздничных (Рождества Христова, Пасхи), а также новые тексты для древнерусских служб (например, канон княгине Ольге). Дополнением могли становиться и росники пещные – ирмосы с тропарями седьмой и восьмой песней, которые пелись «пред Рождеством Христовым, егда ангела спускают», т.е. во время пещного действа.

 



 
PR-CY.ru