ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 19

Вместе с созданием истинноречной редакции песнопений знаменного распева изменялся и состав нотированных певческих книг. Правленый «на речь» Ирмологий в краткой редакции сохранял традиционный набор ирмосов, известный по древнейшему периоду, однако с 1670 гг. в новой, пространной редакции он содержал более 1 тыс. текстов. Существенные изменения были внесены в состав знаменного Октоиха, где полностью обновились тексты стихир на малой вечерне. Аналогичные замены коснулись и стихир на малой вечерне знаменных Праздников подвижного цикла. Стихирарь полного состава, сложившийся к первой половине – середине XVII в. и разделявшийся в некоторых списках на несколько томов, впоследствии трансформировался в сборники стихир неустойчивого состава – на избранные праздники, часто с преобладанием русских памятей (Трезвоны). В конце XVII в. распространяются сборники песнопений, включающие разные мелодические версии текстов, преимущественно из Праздников и Обихода. В XVIII в. певческие книги знаменного распева представлены двумя основными типами: 1) принадлежащими к синодальной традиции нотолинейными списками Праздников, Трезвонов и Обихода, реже Ирмология и Октоиха (главным образом, начала XVIII в.), как правило, в составе певческих сборников; 2) крюковыми рукописями традиционных певческих книг и сборников, создававшимися в разных старообрядческих центрах до начала XX в. (хомовыми, или наонными, у беспоповцев и с правленым «иосифовским» текстом у староверов поповского согласия). Сохранению знаменного распева в церковнопевческом репертуаре способствовали нотолинейные издания богослужебных певческих книг, осуществлявшиеся Синодальной типографией с 1772 г. В 1884–1885 гг. на средства Арсения Ивановича Морозова Обществом любителей древней письменности был издан «Круг церковного древнего знаменного пения» (в 6 ч.; так называемые морозовские книги). После 1905 г. началась публикация книг знаменного пения и учебных пособий в издательстве «Знаменное пение» под руководством Л.Ф. Калашникова (Киев, Москва; калашниковские книги), переиздания которых до настоящего времени используются певчими поповского согласия, а также в типографии при Преображенском богаделенном доме в Москве (книги поморского согласия), также переиздающиеся в Риге под руководством С. П. Пичугина. Пробудившийся с 1990 гг. интерес церковных певчих к древнерусской певческой культуре нашёл отражение в изданиях сборников песнопений и практических пособий по овладению знаменной нотацией и навыками исполнения песнопений знаменного распева.



 
PR-CY.ru