ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 16

Это нововведение приблизило нотацию знаменных песнопений, призванную фиксировать «на земли божественное пение человеческими усты» воспеваемое, к нотолинейной системе, содержательно неопределённые, универсальные элементы которой приспособлены к записи любой земной «мусикии» во всех её разновидностях. В конце XVI в. в Западнорусской митрополии появились особые певческие сборники, так называемые Ирмологионы, содержавшие большое количество песнопений знаменного распева из Ирмология, Октоиха, Стихираря минейного и триодного, Обихода простого и постного в южнорусской редакции. Они представляли собой переводы знаменных беспометных списков этой книги, аналогичной греческим Анфологиям, в нотолинейную систему (наиболее ранний – Супрасльский Ирмологион, 1598–1601 гг.). Впоследствии нотолинейные Ирмологионы были принесены выходцами с южнорусских земель в великорусские монастыри – Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божьей Матери, Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня, –где во второй половине XVII в. с них делались списки, сохранявшие южнорусские особенности оформления. Вторая половина XVII в. в истории знаменного распева отмечена сосуществованием, взаимодействием, иногда и противостоянием разных направлений – традиционного и нового, национального, греко-восточного и западноевропейского. Изменение представлений потребовало от профессионалов певческого дела специального обоснования, богословского осмысления новых веяний. Приблизительно с середины XVII в. появляются музыкально-теоретические руководства, значительно отличающиеся от предшествующих практических пособий по знаменному пению. В них включаются пространные рассуждения о важности изучения певческой грамоты («грамотное учение, вемы, яко дело есть Божие»), деятельность изобретателя новых обозначений («согласных слов») рассматривается в одном ряду с деятельностью последователей «божественного Иоанна Дамаскина», число согласий (т.е. ступеней звукоряда) символически соотносится с седьмым днём, седмицей и «седморичным веком». «Грамотное учение» певчих возводится в ранг добродетели и сопоставляется с учением книжным, усвоением алфавита («не малыми ли словами многия божественныя книги написуются, тако и сими подметными седмию словы все божественное пение утвержается»). Разрешение сугубо профессиональных проблем фиксации песнопений знаменного распева (внесения уточнений в невменную запись, введения «степенных» помет) входило в русло общегосударственных мероприятий, направленных на исправление ошибок в богослужебных книгах и приведение их в соответствие с современными им греческими. Книжная справа конца 1640 – первой половины 1660 гг. оказала большое влияние на развитие знаменного распева, затронув не только богослужебные тексты, но и мелос. Потребность в реформе ощущалась всё более остро, в итоге были образованы две «комиссии» по исправлению нотированных книг.

 



 
PR-CY.ru