ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ - Страница 13

В Октоихе наряду с полным комплектом стихир великой вечерни и утрени в знаменной нотации записывались все стихиры малой вечерни, тексты которых не совпадали с великой (богородичны, стиховны); на великой вечерне добавляли «аммореовы» стихиры Пресвятой Богородице (цикл Павла Амморейского), которые пелись на подобен. Заметно расширился состав памятей и знаменных песнопений минейного Стихираря: на праздники, имеющие бдение, выписывались стихиры малой вечерни, многие памяти пополнились литийными стихирами, возникали новые тексты («ины стихиры»), в которых исследователи отмечают особое внимание к историческим событиям, связанным с жизнью празднуемого святого. После канонизационных Соборов 1547 и 1549 гг. в русле церковных мероприятий, возглавлявшихся Московским митрополитом Макарием, были созданы обширные Стихирари – своды знаменных песнопений (некоторые из них в нескольких томах), включавшие значительное количество памятей русских святых (входили в них и службы славянским святым – равноапостольному Кириллу (Константину) Философу, Иоанну Рильскому, Савве I, Симеону Мироточивому, королю Милутину (Стефану Урошу II) и Арсению I, архиепископу Сербскому, мученице Параскеве, мученику Георгию Новому). Полным Стихирарям иногда давалось дополнительное название («Дьячее око»). В связи с разрастанием Стихираря на рубеже XVI и XVII вв. из его состава выделились самостоятельные книги. Первая – нотированных служб господских, богородичных праздников и великим святым, названная «Праздники», и вторая – служб средних и малых праздников, в более поздних списках иногда называвшаяся «Трезвоны». Некоторые Стихирари и Трезвоны составлялись почти исключительно из песнопений русским и славянским святым и служили важным дополнением к нормативным спискам Cтихираря, основанным преимущественно на памятях византийского месяцеслова. Во второй половине XVI – начале XVII вв. складывается пространная редакция Обихода: знаменной нотацией в полном объёме фиксируются песнопения всенощного бдения и литургии, развёрнутые последования песнопений заупокойных чинов, отдельные песнопения молебна, венчания и некоторых других чинов. Наряду с неизменяемыми песнопениями после долгого перерыва в рукописях всё чаще встречается новая традиция нотированной записи псалмопения – избранных стихов кафизм на утрене, указание на певческое исполнение которых на рядовой («настоящий») глас сохранилось в наиболее ранних списках Иерусалимского устава. Во второй половине XVI в. древнерусские мастера знаменного распева на основе глубокого знания традиции начинают создавать авторские варианты распева богослужебных текстов. Часто их деятельность сохраняет анонимный характер, такие версии снабжаются ремарками «ин роспев», «ино знамя», «ин перевод» и т.п. В их числе появляются и знаменитые распевщики, указания на творения которых фиксируются в певческих рукописях с конца XVI в. Варианты распева богослужебных текстов, хотя и оставались в русле культуры знаменного пения, спровоцировали начало жёсткой полемики, отразившейся, в частности, в «Валаамской беседе». Её составитель весьма критически отзывался о творениях таких «горазных певцов», полагая, что «не об одном переводе их с небесе свидетельства не было, да и не будет», и призывая власти «скрепити один перевод».

 



 
PR-CY.ru