ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - Страница 9

Церковь проявляет заботу о том, чтобы отношения между родителями и детьми складывались на основе соотнесённости всей жизни христианина с его поклонением Богу и исполнением заповедей любви к Богу и к ближнему: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» – это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1–4). Любовь родителей ко Христу является фундаментом, без которого лишается спасительного смысла их любовь к детям, равно как и любовь детей к родителям. Таким образом возможно понимание слов Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). В христианской традиции мир детей не рассматривается ни как самостоятельный и самоценный, которому мир взрослых заведомо враждебен, ни как совершенный и всё в себе содержащий, не допускающий вмешательства, а требующий только наблюдения и создания условий для его автономного развития. По мысли Тихона Задонского, воспитательная миссия отца должна восприниматься детьми как образ воспитательной миссии Бога. «Дети всего у отца просят, но отец не всё им даёт, а только то, что нужно и полезно им: тако христиане всего у Небесного своего Отца просят, но не всё им подаёт, а только нужное и полезное… Дети пред отцом своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом, вездесущим и всё назирающим, должно ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, не говорить, не мыслить непристойного. Отец о детях промышляет, печётся и воспитывает их: тако Бог о христианах промышляет, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими Тайнами». Христос, отвечая на вопрос учеников, кто больше в Царстве Небесном, сказал: «…Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4), отметив тем самым искренность и непосредственность детской веры. Проявляя заботу о христианском воспитании детей, церковь напоминает родителям и воспитателям, что для каждого человека нет ничего важнее и драгоценнее его бессмертной души, поэтому постоянная забота о ней – главная обязанность каждого христианина: «...Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:5). Человек, воспитанный в христианской вере и благочестии, понимает, что ни у кого из людей нет таких личных преимуществ, которые могли бы оправдать его заносчивость, гордость перед другим и осуждение другого: «Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43–44).

 



 
PR-CY.ru