ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - Страница 7

На пути к преобразованию старого уклада жизни «Церковь уничтожила многожёнство и приступила к устроению положения женщины как жены и матери, согласно с духом христианской семьи», обновив тем самым нравственную атмосферу всего уклада русской жизни. Таким образом, утверждением на Руси христианства миссия церкви в отношении христианского воспитания была направлена к той «окончательной задаче личной и общественной нравственности, чтобы Христос, в Котором обитает вся полнота Божества телесно, «вообразился» во всех и во всём». Церковь подчеркнула равенство всех людей перед Богом. Осуществляя в обществе миссию христианского воспитания, она боролась против тёмных явлений общественной жизни словом обличения и духовного наставления. По справедливому замечанию Василия Осиповича Ключевского, «Церковь произвела в положении русского холопства такой решительный перелом, которого одного было бы достаточно, чтобы причислить её к главным силам, созидавшим древнерусское общество». Универсальный характер нравственно-воспитательной миссии церкви оказал глубокое преображающее влияние на все стороны русской жизни, всемерно содействуя «переустройству общего гражданского порядка на христианских началах». Итогом миссии церкви в отношении к задачам христианского воспитания древнерусского общества стало создание прочного нравственного фундамента, на котором веками созидалось здание русской общественной и государственной жизни. История России с её трагическим опытом революции подтвердила истинность отвергнутого строителями «новой жизни» приоритета духовно-религиозного начала в осуществлении задач нравственного воспитания человека и общества. Принципиальным обоснованием традиции христианского воспитания в современном служении церкви является положение, согласно которому уровень качества общественной структуры определяется уровнем сформированности каждой отдельной личности. Константой христианского воспитания детей является традиция их приобщения к источникам благодати и освящения. Эта традиция осуществляется, прежде всего, «в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Одновременно воспитание в благодати и истине есть приобщение к истинному порядку мироздания, поскольку через церковь происходит откровение правды Христовой, «тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3:9–10). Такая онтологическая основательность христианского воспитания проявляется, в частности, в том, что церковь благословляет создание «малой Церкви» (семьи), освящает брачный союз мужчины и женщины (см. ст. Брак), намеренных создать семью, являющуюся наряду с церковью основным воспитательным институтом: «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом». Готовность к христианскому браку обеспечивается соответствующим христианским воспитанием молодых людей и предполагает их духовную и физическую зрелость.

 



 
PR-CY.ru