ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - Страница 8

Духовная зрелость состоит в том, что молодые люди готовы взять на себя ответственность за создание отдельной семьи, рождение и христианское воспитание детей, выполняя тем самым заповедь Божью, данную людям до грехопадения: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Физическая зрелость предполагает, что вступающие в брачный союз способны нести супружеские обязанности, не причиняя ущерба духовному здоровью. Иоанн Златоуст называет брак «союзом жизни» и говорит о том, что есть «две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие». Основа целомудрия в браке – отсутствие власти над своим телом у каждого из супругов и забота о нём как о достоянии другого (1 Кор. 7:4–6). Чётко определив социальное главенство мужа над женой в семье, Новый Завет впервые показывает духовное равенство между мужем и женой как основу правильных отношений в семье и ставит на первое место в семейном союзе духовное сотрудничество: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3:1–2). Жизнь супругов в христианском браке должна подтверждать слова апостола Павла: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). При этом тело как таковое не является самодовлеющим предметом забот христианина, потому что оно может оказаться причиной помрачения его душевных и духовных дарований: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6:63); «упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно» (1 Тим. 4:7–8; ср.: Рим. 7:18, 23, 25; 8:5, 8). Поэтому забота о теле, физическое воспитание, состоит в том, чтобы тело не сделалось помехой на пути преумножения данных от Бога талантов («попечения о плоти не превращайте в похоти» – Рим. 13:14). Эта забота исключает понимание любых качеств и свойств тела как чего-то самого по себе драгоценного. Как таковые красота, сила, ловкость для христианина не представляют особой ценности, поскольку сам по себе культ тела не может служить целям христианского воспитания. Вместе с тем христианин обязан уметь владеть своим телом как совершенным инструментом, которым Бог наделил человека ради его блага и за состояние которого (как Божия творения) он ответствен перед Богом, а также перед ближними, поскольку если у человека здоровое тело, то и ему самому, и другим нужно меньше заботиться о нём. Следовательно, в понятие любви к ближнему входит забота как о собственной душе, так и о теле. Церковь благословляет людей, и, в первую очередь, родителей, заботиться о своём физическом здоровье, от которого зависит здоровье младенцев. Христианское воспитание младенцев возможно только в ограде церкви Христовой, поэтому первой задачей родителей является приобщение детей к церкви. Христос наставляет родителей приносить к Нему младенцев, как это делали благочестивые родители во время Его земного служения: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Лк. 18:15–17).

 



 
PR-CY.ru