ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ – процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христианской жизни. Традиция христианского воспитания представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христианской практической морали. В теоретическом аспекте императив христианского воспитания находит обоснование в церковном учении о назначении человека и призвании его к идеальной норме бытия, актуально достигаемой им в состоянии богоподобия и святости в соответствии с общей мировоззренческой парадигмой христианства. Таким образом, в теоретическом и практическом отношениях традиция христианского воспитания вписывается в рамки христианской антроподицеи и выявляет собой один из аспектов христианского творческого отношения к абсолютной ценности бытия. Теоретическое обоснование традиция христианского воспитания получает, во-первых, в общей теоретической установке догматического учения церкви, в соответствии с которой бытие человека характеризуется как бытие изменяющееся и становящееся. Целью становления человеческой личности христианство объявляет достижение ею состояния духовно-нравственного совершенства, святости и богоуподобления. Во-вторых, традиция христианского воспитания достигает своего высочайшего оправдания в учении церкви о Боговоплощении, в реально осуществившемся замысле которого абсолютный, вечный и неизменный Бог приходит в мир, в область земного человеческого бытия, и добровольно подчиняется законам тварного становления, чтобы, будучи во всём идентичным человеку, стать главным онтологическим основанием его возрастания, развития и формирования, т.е. его становления. В-третьих, с самого начала христианство с его идеально-возвышенными вероучительными и нравственными максимами было обращено ко всему миру и было призвано обратить всех людей к истинной вере и благочестию. Универсальный характер традиции христианского воспитания определяется универсальным характером христианства, радикальным образом изменившего религиозные представления человека о Боге и открывшего миру имя Отца, для Которого все люди являются детьми Божьими и нуждаются в истинном воспитании как наследники его Небесного Царства. Апостол Павел сравнивал состояние дохристианского человечества с периодом детства, когда закон был «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). В условиях затемнённого грехом человеческого бытия, когда основным содержанием жизни от Адама до Христа было удаление от райского состояния и нисхождение в сферу земного материального бытия, закон оставался высшей инстанцией во всех областях жизни, включая и область религиозно-нравственного воспитания человека. С момента Пришествия в мир Сына Божия и проповеди Евангелия начинается процесс духовного обновления человечества, его нравственного перевоспитания в традиции учения церкви и его восхождения в царство Божественной благодати и истины. Посланный от Отца, Сын Божий как Новый Адам становится новым родоначальником человечества. Добровольно родившись от Девы, Он, по словам Иоанна Дамаскина, «стезю проходну небесе полагает нам» (Ирмос первой песни канона на Рождество Христово).

 



 
PR-CY.ru