ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - Страница 6

Универсальное нравственно-воспитательное значение наследия св. отцов заключается в ценности их духовного видения смысла христианства как новой и святой жизни в Боге, основанной на учении Нового Завета и нравственном примере Спасителя. Нравственному идеалу высокого духовно-религиозного призвания человека и его вечного спасения во Христе подчинены конкретные наставления отцов и учителей церкви. Так, например, Тертуллиан в трактате «О зрелищах» указывает на несовместимость зрелищ с идеалом христианской святости, поскольку участие в зрелищах находится в противоречии с требованием христианского целомудрия и стыдливости. Согласно Василию Великому, внешняя мудрость, как листья, покрывает настоящий плод. Пророк Моисей «сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию Сущего», и премудрый Даниил «в Вавилоне изучил халдейскую мудрость и тогда уже коснулся Божественных уроков». Иоанн Златоуст в качестве причины всеобщего неустройства «во вселенной» указывает на отсутствие среди отцов заботы о христианском воспитании своих детей: «Часто многие из отцов делают всё и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную…» Заботу об имуществе и небрежение о христианском воспитании он называет безумием. Иоанн Златоуст призывает родителей воспитывать детей в целомудрии, указывая, что «это качество ценнее всех прочих и ради него приходят остальные блага»: «Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием». Наследие отцов церкви было востребовано системой византийского образования, включавшей занятия «первой философией», т.е. богословием, которые «были необходимы для воспитания истинного христианина, подготавливая его к восприятию догматов вероучения и усвоению Божественной истины». Таким образом, воспитание человека в христианской вере, нравственной добродетели и Божественной истине соответствует истинному порядку мироздания и приобретает в учении отцов церкви исключительно важное значение и подлинно универсальный смысл. Опираясь в осуществлении своей нравственно-воспитательной миссии на исторический опыт и духовное наследие Византии, церковь преобразила прежнюю языческую Русь в православное царство. В круг нравственных идей прежних язычников она внесла понятие правды и Божественного закона, утвердила принципы нравственной справедливости и христианской благотворительности, воплотила в жизни русских святых возвещённый Евангелием высокий идеал личной святости. Проповедью добра и справедливости церковь приобрела в народе высочайший авторитет. Провозвестница и хранительница нравственного идеала, церковь помимо «прямых нравственно-воспитательных влияний на совесть каждого её члена» стремилась внести вклад в усовершенствование государственного законодательства, в сфере которого считала своей первоочередной задачей устроение семьи на новых христианских началах, выступив против униженного положения женщины как существенного препятствия для утверждения христианских устоев семейной жизни.

 



 
PR-CY.ru