ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - Страница 3

«Укрощение бури вызывает у учеников недоумённый вопрос: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8:25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики ещё не нашли его. Христос укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаировой (Лк. 8:40–56; Мф. 9:18–26; Мк. 5:21–43) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом не все, а только ближайшие. Допущение учеников объясняется заботой об их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам». В Евангелии от Марка (6:52) «чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении... Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нём обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви. В нём не было принуждения». Христос постоянно учил и воспитывал учеников не только словом, наставлением, вразумлением и ободрением, но и личным примером смирения, служения, сострадания, снисхождения, милосердия, великодушия, мужества, терпения, кротости и любви. Он избрал учеников, «доверчивых, как детей, не заражённых мечтами ложного просвещения, и предоставил Себе уже их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море… Одним словом – очищал и просвещал их ум и сердце, приготовлял к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения». Христос воспитывал апостолов в усвоении высших умозрительных и вероучительных истин о Небесном Отце и Его абсолютной надмирной благости, о Сыне, о Его спасительной миссии в мире и Воскресении, о Святом Духе, Утешителе, наставляющем человека на всякую истину (ср.: Ин. 16:13), о Царстве Божьем и о церкви, в которую призываются все народы, о грядущих судьбах мира и о Своём славном Втором пришествии в мир. Вопросы аскетической, нравственной и религиозной жизни учеников не были оставлены без внимания их Божественным Учителем, воспитавшим апостолов в духе совершенной праведности и истинного благочестия, призвавшим их к воплощению в личной жизни аскетических, нравственных и религиозных добродетелей. Процесс воспитания апостолов не был ограничен хронологическими рамками евангельской истории. Книга Деяний апостольских открывает примеры преодоления апостолами их мировоззренческой ограниченности, объясняемой инерцией интерпретации Божественного домостроительства с точки зрения присущей ветхозаветному сознанию культурной и национальной исключительности. Апостолы обращались с Посланиями к учреждённым ими церквам в связи с задачами церковного управления и духовными запросами первых христианских общин. Вопросы христианского воспитания представлялись исключительно актуальными в деле духовного окормления и возрастания членов церкви, ещё недавно уверовавших во Христа и принявших крещение. По своему благоговейному преклонению перед авторитетом апостолов, по своему искреннему стремлению к духовно-нравственному возрастанию в христианской вере и благочестии вчерашние иудеи и язычники, уверовавшие во Христа, были для апостолов в действительном смысле детьми, духовно рождёнными апостольским благовестием.

 



 
PR-CY.ru