ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 10

О связи между Крестом и Воскресением Господним постоянно упоминается в утренних канонах воскресных последований Октоиха (в каждом гласе по два канона, посвящённых Воскресению Иисуса Христа, и один, посвящённый Богородице), так что вторые из них даже носят название «крестовоскресных» (первый тропарь в них обычно посвящён Кресту, второй – Воскресению Иисуса Христа), хотя тема Страстей присутствует и в первых, воскресных, канонах, например, первого гласа (тропарь первой песни, тропарь третьей песни и т.д.). Многие воскресные песнопения открываются с прославления Страстей и завершаются прославлением Воскресения Господа. В период между Антипасхой и Вознесением Господним, когда в седмичные дни соединяются воскресные и седмичные последования Октоиха, по средам и пятницам воскресные песнопения исполняются не до, а после седмичных (которые в эти два дня посвящены Кресту); как объясняет Цветная Триодь, крестные песнопения поются прежде воскресных. В пасхальных текстах тема страданий и смерти Господа присутствует, но не так заострена: тропарь третьей песни канона, тропарь шестой песни канона. В песнопениях делается акцент на вселенском характере Страстей (тропарь третьей песни воскресного канона второго гласа, тропарь третьей песни воскресного канона шестого гласа) и Воскресения (тропарь третьей песни канона Пасхи, припевы на девятой песни канона Пасхи). Кроме Креста и Воскресения, воскресные песнопения затрагивают темы, так или иначе связанные с тайной домостроительства Божия – Воплощения Бога-Слова (тропарь девятой песни воскресного канона восьмого гласа, воскресная стихира на стиховне пятого гласа); связь между Воплощением и Воскресением Иисуса Христа проявляется также в богородичных песнопениях в воскресных последованиях, Его самообнищания в восприятии человеческого естества (тропарь седьмой песни воскресного канона восьмого гласа), Вознесения и др. Важнейшая тема воскресных песнопений – раскрытие значения Воскресения Иисуса Христа как победы над адом и смертью (третья стихира восточна на вечерне второго гласа, второй тропарь третьей песни воскресного канона шестого гласа); как основания для спасения верных (ипакои шестого гласа) и всего мира (первый воскресный тропарь по великом славословии); как начала новой жизни (тропарь седьмой песни канона Пасхи); как прообразования всеобщего Воскресения в конце времён (тропарь седьмой песни канона Пасхи). Историческое описание событий, связанных с Воскресением Иисуса Христа, нашло отражение в воскресных песнопениях (например, отпустительный тропарь первого гласа, седален воскресен первого гласа). В ряде песнопений упоминается об апостолах как о непосредственных участниках событий тех дней, об их состоянии и действиях до и после Воскресения Иисуса Христа, об их проповеди по всему миру (тропарь седьмой песни крестовоскресного канона восьмого гласа); о жёнах-мироносицах вместе с апостолами (седален воскресен второго гласа или отдельно – стихира восточна на хвалитех второго гласа); о праведных Иосифе и Никодиме (седален воскресен второго гласа). О попытке первосвященников и книжников утаить Воскресение Иисуса Христа (Мф. 28:11–15) поётся в восточне на вечерне пятого гласа.

 



 
PR-CY.ru