ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 9

«Персть», взятая от земли и составившая телесный человеческий организм, в Боговоплощении воспринимается Божеством, снова освящающим и утверждающим в этом акте путь вещественного мира к преображению. Тело Христа нельзя представлять себе лишь как некую часть, изъятую из космоса и потому последнему не принадлежащую. Воплощение явилось реальным началом преображения не только человека – носителя образа своего Творца, но и самой материи – дела рук Творца. После же Воскресения Христова «всё устремляется к «восстановлению всяческих» – то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божьей...». В Воскресении открылась универсальность Царства Божия, в которое наряду с человеком призываются и небо, т.е. мир духовный, и земля, т.е. мир вещественный. Призываются для того, чтобы стать новым небом и новой землей (Откр. 21:1), дабы Бог стал «всё во всём» (1 Кор. 15:28). Именно поэтому «всё творение, – пишет Афанасий Великий, – торжественно совершает празднество (Воскресения Христова) и всякое дыхание, по словам Псалмопевца, хвалит Господа (Пс. 150:6)». Созерцание спасительной тайны Воскресения Иисуса Христа и прославление этого радостнейшего события истории находят разнообразное выражение в литургической жизни церкви. Центром этого прославления является Пасха, по выражению Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств», цитируемому и в пасхальном каноне (ирмос восьмой песни). Кроме этого ежегодного праздника, который продолжается много дней, Воскресение Иисуса Христа прославляется еженедельно по воскресеньям, причём Октоих содержит восемь различных воскресных служб соответственно восьми гласам. Пасхальное последование Цветной Триоди (тексты которого не называются в Типиконе воскресными или праздничными, но всегда «Пасхи») и восемь гласовых воскресных последований Октоиха (к системе Октоиха также относятся 11 (соответственно числу воскресных утренних Евангелий) воскресных эксапостилариев и евангельских стихир Октоиха и два воскресных тропаря по великом славословии утрени) составляют в настоящее время основной корпус песнопений православной церкви, посвящённых Воскресению Иисуса Христа. Наряду с этими девятью последованиями о Воскресении Иисуса Христа говорится в последованиях праздников Вознесения Господня (четверг шестой седмицы по Пасхе), Обновления храма Воскресения в Иерусалиме (13 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября) и др. Множество посвящённых Воскресению Иисуса Христа песнопений, ныне не употребляющихся, сохранилось в рукописях. Основными темами воскресных и пасхальных песнопений являются размышление о взаимосвязи Страстей и Воскресения Господа (и шире – созерцание всего домостроительства совершённого Христом спасения), раскрытие значения Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и греховными силами, рассказ об исторических обстоятельствах Воскресения Иисуса Христа. Взаимосвязь Страстей и Крестной смерти Христа и Его Воскресения как тайны спасительного домостроительства является центральной темой воскресных песнопений: тропарь «Воскресение Христово видевшее», стихира восточна на вечерне первого гласа, седален воскресен пятого гласа.

 



 
PR-CY.ru