ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 11

Некоторые песнопения построены в форме диалогов или монологов участников событий (ипакои Пасхи). Пересказ евангельских повествований о Воскресении Иисуса Христа составляет основное содержание евангельских стихир и эксапостилариев. Часто он переходит в истолкование, например, в шестом эксапостиларии или в молитвенном обращении и прославлении Спасителя. В некоторых звучит призыв к созерцательному сопереживанию евангельских событий, как, например, в первом эксапостиларии. В воскресных песнопениях вспоминаются ветхозаветные прообразы: дарование воды и пищи еврейскому народу в пустыне, что противопоставляется желчи, которую Спаситель вкусил на Кресте (тропарь третьей песни воскресного канона пятого гласа); принесение в жертву пасхального агнца, т.е. прообразовавшего Христа (тропарь четвёртой песни канона Пасхи) и др.; ветхий Адам противопоставляется Христу – Второму Адаму (например, тропарь шестой песни воскресного канона второго гласа). Воскресные песнопения не лишены и покаянного содержания (например, воскресная стиховная стихира шестого гласа, алфавитная стихира пятого гласа); то же и в пасхальном последовании (тропарь первой песни канона Пасхи). Ирмос (именуемый в настоящее время неправильно первым тропарём) воскресных тропарей на блаженнах посвящён теме покаяния и прощения разбойника, распятого одесную Спасителя, что обусловлено начальной фразой (слова разбойника – Лк. 23:42), поставленной перед стихами заповедей блаженств. Тропари на блаженнах посвящены Распятию и Воскресению, освобождению Адама, жёнам-мироносицам и апостолам; иногда и в них присутствует тема разбойников, распятых вместе со Христом (например, во втором тропаре первого гласа, в пятом тропаре пятого гласа). Некоторые из песнопений воскресных служб стали мелодико-ритмическими образцами-самоподобнами для составления других песнопений (первая стихира на хвалитех восьмого гласа, третья стихира на хвалитех шестого гласа, первый седален по первом стихословии первого гласа и др.). О Воскресении Иисуса Христа часто говорится и в евхологических текстах, особенно в текстах Божественной литургии: все анафоры так или иначе упоминают Страсти и Воскресение Господа (например, в анафоре литургии Иоанна Златоуста); согласно принятому в настоящее время в православной церкви чину, сразу после причащения священнослужители читают несколько песнопений пасхального последования («Воскресение Христово видевшее», ирмос и тропарь девятой песни канона), исповедуя этим, что сподобились приобщиться к Телу и Крови Воскресшего Спасителя.

 



 
PR-CY.ru