ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 8

Эта слава – печать всего искупительного подвига Богочеловека. О ней Он предвозвещает уже на Тайной вечере с учениками: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин. 13:31–32). Путь к этой славе лежал через страдания и смерть, потому что Сын Божий, соединившись с падшим человеческим естеством, тем самым подчинил Себя условиям аномального существования, вызванного грехом человека. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7–8). Через послушание Богу Отцу Христос исцелил человека от своеволия, приведшего его ко греху, и возродил его природу в Себе Самом (см. ст. Искупление). Именно поэтому «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп. 2:9–10). Воплощённое Слово входит в ту славу, какую Оно имело у Отца «прежде бытия мира» (Ин. 17:5), и вводит туда возрождённое человеческое естество. Таким образом, последнее достигает такого величия, что удостоивается «на небесах» восседания «одесную» Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:20–21). Бог Отец, воскресивший Иисуса Христа из мёртвых (Еф. 1:20), «всё покорил под ноги Его и поставил Его выше всего» (Еф. 1:22). Поэтому воскресший Христос говорит Своим ученикам, что Ему «дана... всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Своим Воскресением победив смерть в Себе Самом, Иисус Христос тем самым победил её во всём человеческом роде, т.к. Он является «последним Адамом» (или «Вторым Адамом»; 1 Кор. 15:45–49), от Которого люди наследуют новую природу и вечную жизнь. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало» (тропарь второй песни пасхального канона). Это начало есть «...«новое творение». Можно даже сказать, эсхатологическое начало, последний шаг на историческом пути спасения (в Новом Завете слово «канон» обозначает не столько нечто «новое», сколько «заключительное», «относящееся к последней цели»; по всему тексту слово, очевидно, имеет эсхатологический смысл)». Однако «умерщвление» смерти не означает, что после Воскресения Христова люди уже не должны умирать. Воскресшим уничтожена лишь абсолютность смерти. Хотя «мы и теперь, – как замечает Иоанн Златоуст, – всё ещё умираем прежней смертью, но не остаёмся в ней; а это не значит умирать... Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни. Если же после смерти он оживёт, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение». Воскресение Иисуса Христа вывело из онтологического тупика не только человеческий род. Его жизнеутверждающая сила имеет космическое измерение. Насколько высоко достоинство природы, космоса, материи, свидетельствует уже само Боговоплощение. Ипостасное Слово стало плотью. Оно восприняло весь тварный мир; в Его теле сосредоточилось «всё вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого».

 



 
PR-CY.ru