ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 15

Перечисляя пророков и праведников, бывших в аду, автор рассказывает и о том, что происходило в раю во время Воскресения Христа, о том, как Он вручил крест разбойнику, о разговоре с Ним пророков Еноха и Илии. В «Слове Евсевия о сошествии во ад св. Иоанна Предтечи» рассказывается о проповеди, которую Иоанн Креститель принёс в мрачные обители, о неприятии этой проповеди грешниками и о радости праведников. Диалоги Иоанна Предтечи с пророками находят отражение в надписях на свитках в руках пророков (например, на иконе XIV в., Новгородский музей-заповедник). В конце XIV в. иконография Воскресения Иисуса Христа, основанная на апокрифических повествованиях, обогащается мотивами, почерпнутыми из аскетической литературы, количество персонажей увеличивается. В ореоле вокруг Христа изображаются ангелы со светильниками, с названиями добродетелей и с копьями, которыми они поражают демонов в пещере ада; над демонами написаны названия пороков, побеждаемых соответствующими добродетелями; над ореолом – ангелы с крестом, в пещере – ангелы связывают сатану. Таким образом, Воскресение Иисуса Христа изображается как победа над смертью и её причиной – грехом. Эта композиция повторяется в ряде икон XIV–XVI вв. (конец XIV в., из Коломны, Третьяковская галерея; письма Дионисия, 1502 г., из Ферапонтова монастыря, Русский музей; XVI в., Исторический музей). В XVII в. получает распространение усложнённая иконография Воскресения Иисуса Христа, где помимо «Сошествия во ад» изображается «Восстание Христа от гроба» и ряд сцен от Страстных сюжетов до Вознесения. Как и в ранневизантийских памятниках, в этих композициях на первый план выходит историческое повествование. Христос, окружённый ореолом славы, изображается дважды: над открытым гробом с пеленами и сходящим в ад. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад» (1640 гг., Ярославский музей) слева от Христа, стоящего над гробом, вниз к вратам ада устремляется сонм ангелов; из ада выходит множество людей, среди которых Ева, Христос, держа одной рукой Адама, другой указывает вверх на райские врата; праведники с развёрнутыми свитками в руках движутся к райским чертогам вслед за крылатым Иоанном Предтечей; в раю – благоразумный разбойник перед пророками Енохом и Илиёй; вокруг размещены сцены: «Распятие», «Положение во гроб», «Явление ангела жёнам», «Явление Христа Мариям», «Пётр у пустого гроба», «Встреча в Эммаусе», «Уверение Фомы», «Явление на море Тивериадском», «Вознесение». В дальнейшем иконография «Сошествие во ад» вытесняется композицией «Восстание Христа от гроба». Следуя западноевропейским гравюрным и живописным образцам, художники изображают обнажённого Христа в препоясании, с флагом в руке, парящего над гробом в окружении облачного сияния (например: икона XVII в., церковь Покрова в Филях, музей Андрея Рублёва; икона «Благовещение с клеймами», XVIII в., Ярославский музей; икона XVIII в., Иркутский художественный музей).



 
PR-CY.ru