ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - Страница 7

Воскресший Христос, говорит Григорий Богослов, «отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». Используя образный язык, Иоанн Дамаскин уподобляет смерть хищной рыбе, которая, подобно аду, заглатывает грешников. «Поглотив Тело Господне, как приманку, (она) пронзается Божеством, как бы крючком уды, и, вкусив безгрешного и животворящего Тела, погибает и отдаёт назад всех, коих некогда поглотила». Основу христианского догмата о Воскресении составляют слова Самого Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). На них строится всё новозаветное пасхальное благовестие. Христос указывает также на то, что Он не только сама Жизнь (Ин. 14:6), но и Источник жизни, «ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Смерть, безраздельно господствующая над падшим человечеством, не имеет власти над Сыном. И, хотя Он проводит через врата смерти Свою человеческую природу, подчиняясь условиям греховного существования, смерть не может удержать Его. Она всесильна лишь в мире, который «лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Перед Христом же она проявляет своё полное бессилие. Иисус Христос воскресает Сам и воскрешает других как Начальник жизни (Деян. 3:15). Тайна Воскресения, во всей силе и славе явленная в пасхальную ночь, начинает открываться уже на Кресте. Крест Христов – это не только орудие позора, но и знамение победы и торжества. «Мы совершаем сегодня празднество и торжество, – пишет Иоанн Златоуст, – ибо Господь наш на Кресте пригвождён гвоздями». Смерть Иисуса Христа разрушает само основание смерти, вырывает, по апостолу Павлу, её «жало» (1 Кор. 15:55). Кирилл Александрийский даже называет смерть Христа «корнем жизни». На Кресте Своей смертью Христос попирает смерть (тропарь праздника св. Пасхи). Поэтому «сила Воскресения» есть именно «Крестная сила», «непобедимая и неразрушимая, и Божественная сила честнаго и животворящаго Креста». На Кресте Господь «возносит нас на первое блаженство», и «Крестом приходит радость всему миру». «Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово, – пишет Иоанн Дамаскин, – весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего честной Крест Его. Ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешён прародительский грех, ад лишён своей добычи, даровано воскресение..., устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божьими и наследниками. Всё это совершено Крестом». После смерти душа Христа сходит в ад, оставаясь и в нём соединённой с Богом Словом. Поэтому сошествие в ад есть явление и победа Жизни. «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (воскресный тропарь, глас второй). Господь Иисус Христос как Начальник и Спаситель (Деян. 5:30–31) «разоряет» «смертное жилище» (богородичен пасхального канона, песнь четвёртая) «всероднаго Адама» (пасхальный тропарь шестой песни) и выводит его оттуда. Именно это событие под влиянием пасхальной гимнографии стало изображать собой в византийской иконографии Воскресение Христово. Жизненный путь страданий, завершившийся Крестной смертью и сошествием во ад, приводит Иисуса Христа к славе Воскресения.

 



 
PR-CY.ru