ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 40

В соборе сохранился семиярусный иконостас работы московского мастера Григория Иванова (1693 г.). Г.Д. Строгановым была сооружена и Казанская церковь в Устюжне (1694 г., действующая). Бесстолпный, выделяющийся стройностью объёма храм поднят над невысокими одноэтажными приделами. Западноевропейский барочный вид ему придаёт оформление сложным декором, с виноградной лозой, фасадов, завершённых разорванными лучковыми фронтонами. Восьмигранные главы храма, увенчанные «процветшими» крестами, расположены на двухъярусных барабанах. К формам нарышкинского барокко, архаичным для времени их постройки, тяготеют две сохранившиеся церкви Сольвычегодска: Спасообыденная (1680–1697, 1730 гг.) и Рождества Пресвятой Богородицы (1776–1778 гг.). Важное значение имело строительство в XVII в. монументальных монастырских укреплений, например, в Спасо-Прилуцком монастыре (окончены в 1656 г.), в Новом городе (на Подоле) Кириллова Белозерского монастыря (1653–1682 гг.) – «Великой Государевой крепости», работы подмастерьев каменных дел Кирилла Иванова Серкова и Семёна Васильева Шама (впоследствии принявших монашество). В XVIII в. сохранялась типичная упрощённая композиция трёхчастных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объёма, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, например, в вологодских церквах: во имя Кирилла Белозерского в Рощенье (середина XVII в., сохранилась частично), Феодора Стратилата (не раньше 1628 г., не сохранилась), святителя Николая на Глинках (1676 г., действующий), пророка Илии в Каменье (1698 г.), великомученицы Параскевы Пятницы (конец XVII в., не сохранилась), Вознесения Христова (1698–1700 гг., не сохранилась), Иоанна Богослова (1744 г.), Казанской (1760 г.). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто двухсветным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене, Иоанна Предтечи в Рощенье (1710–1717 гг.), Власия Севастийского (1714 г.). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились тёплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова монастыря на Кайсаровом ручье (1717 г., не сохранилось). В вологодском Успенском монастыре были построены св. врата (между 1709 и 1714 гг.) и надвратная церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия (освящена в 1720 г.), с четырьмя окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во втором ярусе. Пятиглавая Спасская церковь в Белозерске (1716–1723 гг.) представляет собой высокий куб с трёхапсидным алтарём и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремлённость и живописность зданию придаёт сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. Два яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен ещё один карниз фигурной кладки – «пила».

 



 
PR-CY.ru