ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 41

Архаична и Сретенская церковь в Вологде (1731–1735 гг.): бесстолпный трёхчастный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; двухэтажная трапезная напоминает гражданскую постройку. Изящество храма подчёркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придаёт широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Элементы раннего барокко и древнерусские формы сочетает двухъярусная бесстолпная церковь Иоанна Предтечи (1738–1740 гг.), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской церкви в Тотьме (1744–1749 гг.). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до настоящего времени Воскресенская церковь на Ленивой площадке (1762–1763 гг.) и церковь Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объём храмов завершали ступенчато расположенные пять глав на двухъярусных барабанах. Упрощённым завершением отличалась церковь Леонтия Ростовского (1758 г., не сохранилась). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились трёхчастные храмы с колокольнями над притвором, основной объём которых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде двух вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, например, церкви в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в Дюдиковой пустыни (1748 г., не сохранилась), в честь Владимирской иконы Божьей Матери (1759–1764 гг.), святителя Николая на Сенной площади (1713–1777 гг.; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохранились), Успения Пресвятой Богородицы (1750 гг., действующая), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1759–1773 гг.), великомученицы Екатерины во Флоровке (1776 г., не сохранилась), Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778–1780 гг., действующая), архангела Гавриила (1780 г.), Богородицкая на Верхнем долу (не сохранилась), Преполовения Господня в Устюжне (1800 г., не сохранилась). Нарядный Владимирский храм, двухсветный, ярусный, с пятигранным алтарём и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская церковь в Новинках (1772 г., частично сохранилась). Двухъярусные восьмигранные барабаны пятиглавия, сочетающиеся с древнерусским декором фасадов, характерны для барочных церквей Устюжны: церкви Благовещенская (1762 г.), Воскресенская (1771–1773 гг.), Покровская (1780 г.). В сдержанных для барокко формах сооружён пятиглавый Воскресенский собор (1752 г., действующий) одноимённого монастыря, первое каменное здание Череповца, ставшее после упразднения обители городским собором. Александро-Невская церковь (до 1869 г. – во имя Николая Чудотворца на Извести, 1770–1780 гг., действующая) дополняет панораму архиерейского двора со стороны реки.

 



 
PR-CY.ru