ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 49

По образцу церкви Иоанна Предтечи и Благовещенской церкви в Ярославле была расписана церковь Димитрия Прилуцкого в Вологде (1721 г.?). Уникальный для Вологды пятитябловый иконостас из 86 образов находился в Иоанно-Богословском храме-музее (1744 г.), но включал более древние иконы XVII – начала XVIII вв. (расчищен Михаилом Осиповичем Чириковым в 1904–1906 гг. попечением священника Василия Филитеровича Кулакова). Того же времени изготовления и единственные в своём роде резные святцы – Четьи-Минеи (утрачены), находившиеся в церкви. Редким образцом иконописи петровской эпохи исследователи считают Азовскую икону Божьей Матери «Знамение» из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове, по преданию написанная её настоятелем в 1711 (1729?) г. в память о посещении его дома императором Петром I (Вытегорский музей). К 1737–1744 гг. в соборе Святой Софии был установлен во всю высоту до сводов (23 м) сохранившийся доныне пятиярусный золочёный иконостас. По благословению епископа Амвросия (Юшкевича) иконостас изготовил монах Арсений (Борщевский), иконы написал живописец Максим Искрицкий. В стиле иконостаса органично сочетаются барочные и древнерусские черты. В Устюжне, в Казанской церкви, сохранилась роспись (1756–1757 гг.), выполненная ярославскими иконописцами; собор Рождества Пресвятой Богородицы в середине XVIII в. украсил барочный иконостас. Памятником церковного искусства переходной эпохи от барокко к классицизму исследователи считают также золочёный резной иконостас Спасо-Преображенского собора в Белозерске (рубеж XVIII–XIХ вв.), исполненный по инициативе купца Ивана Горина и близкий к произведениям М.Ф. Казакова, со скульптурой, колоннами коринфского ордера, уникальным завершением в виде Ковчега завета и скульптурной композицией (на сюжет из первой главы «Откровения» Иоанна Богослова). Подобные иконостасы находятся в Николо-Владычной (1793 г.) и Димитриевской церквах Вологды. На севере и северо-востоке края (Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск) изготовляли резные иконы Спасителя (особенно «в темнице»), Пресвятой Богородицы, апостолов, святителя Николая, Георгия Победоносца, великомученицы Параскевы. Среди работ столичных мастеров – расписанный Владимиром Лукичом Боровиковским «ковчег» (дарохранительница; не сохранилась) в Семигородной Успенской пустыни. На севере и северо-востоке края (Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск, Яренск) получило распространение изготовление резных (скульптурных) икон. Образцы монументальной живописи XIX – начала XX вв. сохранились фрагментарно, например, росписи церквей апостола Андрея Первозванного (1866–1873 гг.) и св. Лазаря Четверодневного (начало XX в.) в Вологде.



 
PR-CY.ru