ВОДА - Страница 5

Библейскими авторами проводится осознанное сопоставление образов воды, символизирующих жизнь и спасение и суд и гибель. Предписанные законодательством Моисея правила соблюдения ритуальной чистоты предполагают использование воды как основного средства очищения (ср.: Лев. 11–15). При совершении этих обрядов необходима «живая» (проточная) вода (Лев. 14:5–8; 49–52; 15:13; ср.: «вода очистительная» – в Числ. 8:7) или особым образом приготовленная на её основе смесь (Числ. 19:17). Очищение людей и вещей производится путем окропления водой (Лев. 14:7, 51; Числ. 8:7; 19:18–19, 21; также Числ. 19:13, 20) или погружения их в воду (Лев. 11:32; 4 Цар. 5:14). Часто требуется омовение не только тела, но и одежды (Лев. 14:8–9; 15:5, 10–11, 13; Числ. 8:7, 21). Внутренности приносимой жертвы также должны быть омыты водой (Исх. 29:17; Лев. 1:9, 13; 8:21; 9:14). В литературе межзаветного периода символика воды во многом основывается на ветхозаветных образах. В документах Кумрана образ орошённой водой земли подразумевает общину истинной веры. Она подобна «источнику вод, струящихся в пустыне», «деревьям жизни с источником тайны, сокрытым среди всех орошаемых деревьев» (ср.: Быт. 3:22; Псалмы Соломона 14:3; Оды Соломона 11:18–19). Широчайший простор моря или разлившейся реки сравнивается со знанием Господа (ср.: Авв. 2:14; Ис. 11:9; Ам. 5:24). «Водою лжи» в кумранских текстах называется лжеучение. Сердце человека, «тающее» от страха, сравнивается с текущей водой (ср.: Нав. 7:5). В религиозной практике этого периода, прежде всего у фарисеев и ессеев, ритуалы очищения представляют стройную систему. Так, ессеи, по свидетельству Иосифа Флавия, ежедневно перед полуденным приёмом пищи совершали очистительное омовение посредством полного погружения в воду. Эти данные находят подтверждение в кумранских рукописях, содержащих ряд правил о повседневных и особых омовениях. Согласно Дамасскому документу, воды для очищения должно быть столько, чтобы человек мог погрузиться в неё полностью, при этом она не должна быть мутной. В некоторых случаях подчёркивается и этическая составляющая: ритуальное очищение тела водой бесполезно, если человек не подчиняется Божественным установлениям, как их представляет себе община. При этом, согласно терминологии кумранитов, «вода очищения», или «вода омовения», или «вода чистоты», – это вода обычная, а не подготовленная по ритуальным предписаниям (Числ. 19). Очистительное омовение совершается также в знак обращения и покаяния. Однако оно не приносит совершенной чистоты, потому что омовения должны повторяться регулярно. Община живёт в напряжённом ожидании эсхатологического очищения, когда Сам Бог оросит Духом истины, как вода очищения, Своих избранников и очистит их «от мерзости лжи и запятнанности».

 



 
PR-CY.ru