ВОДА - Страница 4

II. Вода как источник жизни и символ спасения. На первозданной земле, освобождённой по велению Творца от воды первобытной бездны, растительная жизнь невозможна без дождей, посылаемых Богом (Быт. 2:5). Отсутствие дождя рассматривается как наказание Божье (Зах. 14:18). Насаждённый Богом в Эдеме сад орошается потоками рек, которые в противоположность воде бездны прообразуют организованную оросительную систему (Быт. 2:10–14). Основанием для сравнения долины Иордана с «садом Господним» является то, что она хорошо орошается водой (Быт. 13:10). Неиссякающие источники воды входят в представление о земле обетованной во время странствий народа по пустыне (Числ. 24:7; Втор. 8:7; 11:11) и в связанные с ним эсхатологические пророчества о новой земле (Ис. 30:23–25; Иоил. 3:18–19). Господь чудесным образом дарует воду маловерному и ропщущему народу (Числ. 20:24; 27:14; Втор. 32:51; 33:8; Исх. 18:2–7; Числ. 20:7–11; ср.: Исх. 15:22 слл.). Память о пережитом в пустыне находит отражение в песнопениях (Втор. 8:15; Пс. 77:15–16; 105:41; 114:8) и пророчествах о будущем Исходе, который также изображается как возвращение в землю, где уже не будет жажды (Ис. 48:20–21; ср.: 41:17–18; 43:20; 49:10; 35:6–7; Иер. 31:9). Только Господь есть Тот, Кто посылает воду жаждущим (3 Цар. 18:41 слл.; Ам. 4:7; 5:8; 9:6), но Он же может и иссушить великие реки Египта и Месопотамии (Ис. 15:6; 19:5–6; 50:2; Иер. 48:34; 50:38). В эсхатологических представлениях ветхозаветных пророков уничтожающая грешников вода суда (Иез. 26:19–20; 27:26–36; 32:13; Зах. 9:4) должна смениться «живой» водой потоков, истекающих из Иерусалима (Зах. 14:8) или из храма (Иез. 47:1–12; Иоил. 3:18). В Книге пророка Исаии вода, потоки которой орошают пустыню, является важным символом времени спасения (Ис. 41:18–20; 43:19–20; 44:3–4; 49:9–10). Вода, несущая жизнь и исцеление, противопоставляется соленой и стоячей воде моря, болот и луж (Иез. 47:8–11). Свойство воды утолять жажду и быть источником растительной жизни реализуется в метафорическом употреблении слова, например, Бог – источник живой воды (Иер. 2:13; ср.: Пс. 36:9). Испытываемая человеком жажда Бога или Его Слова уподоблена нестерпимой жажде воды, необходимой для жизни (Пс. 42:1; Ам. 8:11–12). Те, кто принадлежат Ему, – это стадо, пьющее из источника (Пс. 23:2), или деревья, растущие у истока ручья (Пс. 1:3; Иер. 17:8). Во время спасения Израиль будет «как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:11). Подобная образность может прилагаться и к людям (Притч. 5:15–16, 18; ср.: Иез. 19:10; Иов. 34:7; Иез. 17:5, 8; 31:4–5, 7, 17). Состояние смерти иногда сравнивается с пролитой водой (2 Цар. 14:14; Пс. 21:15). Таким образом, вода, несущая жизнь и исцеление, в Ветхом Завете, прежде всего, появляется в повествованиях о сотворении мира и в эсхатологических пророчествах.

 



 
PR-CY.ru