ВОДА - Страница 3

Вода бездны как хаотическая стихия, противоположная упорядоченности тварного мироздания, подчинена власти Творца и используется Им в качестве орудия суда над отступившим от Него творением. Для псалмопевца бездна и суд Божий – равнозначные понятия (Пс. 35:7). Орудием суда Божия над человечеством, в котором умножился грех, становится вода потопа, когда по Божественному замыслу «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт. 7:11). В повествованиях о потопе вода предстаёт как стихия, уничтожающая творение, несущая смерть всему живому, но в то же время подвластная Создателю (ср.: Быт. 7:21–23 и 8:1–2). В рассказе об Исходе евреев из Египта Бог как Владыка несущей гибель водной бездны спасает Свой народ от преследователей, ограждая его от воды Чермного моря и затем обрушивая её на преследователей (Исх. 15:21; 15:1–18; 14:21в; 27; 14:16б, 22). Воспоминание об этом событии неоднократно возникает в Ветхом Завете (см.: Пс. 77:16, 19–20; 78:13; 106:9–11; 135:13 слл.; Ис. 51:10; 63:12; Неем. 9:11 и др.) в разных интерпретациях: вода Чермного моря предстаёт как противостоящая Богу стихия – Бог угрожает Чермному морю (Пс. 105:9), «запрещает» ему (Наум. 1:4), море «бежит» от Него (Пс. 114:3, 5). Спасение у Чермного моря иногда изображается в сцене борьбы с драконом, символизирующей охваченное силами хаоса изначальное творение (Ис. 51:9–10; Пс. 73:13–14). Cходные представления о воде отражены в предании о переходе народа Израиля через Иордан, перед вторжением в Ханаан (Нав. 4:23; 3:8, 16; 4:18; ср.: Пс. 114:3, 5), и в рассказе о пророка Илии, разделившем Иордан (4 Цар. 2:8). Некоторые детали рассказа о спасении Моисея дочерью фараона сближают его с повествованиями о потопе и о переходе Израиля через Чермное море: подобно тому как Ной с семейством во время потопа или народ Израиля при бегстве из Египта были спасены от гибельных вод, младенец Моисей был спасён дочерью фараона, нашедшей его в Ниле (это отражено и в имени Моисей, потому что она «из воды вынула его» – Исх. 2:10). Корзинка, в которой мать оставила Моисея на берегу Нила, и ковчег Ноя называются по-еврейски одинаково (это слово употребляется в Ветхом Завете только в этих двух повествованиях). Еврейское наименование тростника, в котором дочь фараона оставила корзинку (Исх. 2:3, 5), является частью еврейского названия Чермного моря (букв. – тростниковое море). Вода как орудие суда, спасение от которого возможно только по воле Божьей, упоминается также в истории пророка Ионы; ср.: Иона 2:3; в ст. 6 «морская трава», обвившая голову пророка, – это тот же тростник, что и в рассказе о спасении Моисея и в Книге Иова (22:11; 15–16).

 



 
PR-CY.ru