ВОДА - Страница 2

В Ветхом Завете вода составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоёмы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное море, через реку Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближнего Востока забота о воде была равнозначна заботе о пропитании («хлебе»; см.: Исх. 23:25; 3 Цар. 18:13; 22:27; 4 Цар. 6:22; Ис. 3:1; 21:14; Иез. 4:11, 16–17; Ос. 2:5; Иов. 22:7). Вода необходима и для роста употребляемых в пищу растений – этой цели служили дождевая вода и роса, тем более что в Ветхом Завте почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады – см.: Втор. 11:10–11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24; 2 Цар. 11:8). Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (например, потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (например, вода первобытной бездны, всемирного потопа). I. Вода как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во многих текстах Ветхого Завета образ воды передаёт идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис. 8:6–7 – противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис. 28:2; Иер. 46:7–8; 47:2; 51:55; Иез. 26:19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар. 22:17; Пс. 17:16; 31:6; 68:2, 15; 87:17; 123:4–5; 143:7; Иов. 22:11; 27:20; Иона 2:4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар. 5:20; 1 Пар. 14:11), смывающей и затопляющей всё на земле (Ис. 30:28, 30). Вода предстаёт здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчётливо представлен в рассказах о сотворении мира (вода первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное море и др. В рассказе бытописателя о сотворении мира земля и жизнь на ней появляются лишь после того, как по Божественному повелению вода первобытной бездны разделяется «твердью» (небом; Быт. 1:1, 6–7; ср.: Быт. 7:11; 8:2; Пс. 89:10–11; 93:3–4; 104:2–9; Иов. 38:4–11; Быт. 49:25; Втор. 33:13; ср.: подземные воды из Притч. 3:20; Еккл. 1:7; Ам. 7:4), а оставшаяся под небом вода, собираясь в моря, уступает место суше (Быт. 1:9). В содержащихся в Ветхом Завете толкованиях этого рассказа воспевается величие Творца, утвердившего землю посреди воды (Пс. 135:6), проведшего «круговую черту по лицу бездны», укрепившего «источники бездны», давшего морю «устав, чтобы воды не переступали пределов его» (Притч. 8:27–29), завязавшего «воду в одежду» (Притч. 30:4).

 



 
PR-CY.ru