ВОДА - Страница 7

В рассказе об усмирении бури евангелисты Матфей, Марк и Иоанн называют Галилейское озеро «морем», и само усмирение (Мк. 4:39 пар.) изображается как спасение посреди опасного моря (ср.: Иона. 1:4 слл.). Употребление евангелистом Лукой слова «озеро» (5:1–2; 8:22–23, 33) несколько смещает акценты в рассказе – речь идёт уже о спасении не от опасности, исходящей от моря, но от бушующей водной стихии (Лк. 8:24). Изображение евангелистами Спасителя, приказывающего буре и морю, обнаруживает некоторые параллели с ветхозаветными описаниями спасительных деяний Яхве (ср.: Пс. 64:8; 88:10; 106:28–29), Который останавливает воды Чермного моря (Пс. 105:9). Неотъемлемой частью евангельских повествований о чудесах Иисуса Христа является Его призыв к ученикам уверовать; та же связь творимого чуда и необходимости веры видна в повествованиях о Его хождении по водам (Мк. 6:45 слл., пар.; Ин. 6:16–21). Дважды в Евангелии от Иоанна говорится о том, что вода может быть средством исцеления. Рассказ о чуде исцеления при Овчей купальне в Иерусалиме (см. Вифезда) в субботу отражает веру в то, что движение воды в купальне может принести исцеление тому, кто первый при этом опустится в неё (Ин. 5:7; археологические находки показывают, что эта купальня использовалась как целебная и в дохристианские времена). Во время другого исцеления в субботу Он возлагает глиняное брение на глаза слепого и повелевает ему омыть их водой из Силоама (Ин. 9:6–7). Таким образом, исцеления предстают как активные действия, превосходящие по важности субботу (Ин. 9:3–4, 14). Во время брака в Кане Христос превращает в вино воду, приготовленную «(по обычаю) очищения Иудейского» (Ин. 2:6) для омовения рук и мытья сосудов, тем самым принесённое Христом спасение заменяет ритуал исполнения закона (ср.: Ин. 1:17). Рассказ об умовении ног во время Тайной вечери символически показывает, что земное служение Иисуса Христа есть служение любви (Ин. 13:1; ср.: Ин. 15:13). У колодца Иакова (Ин. 4:5–6, 12) Спаситель говорит, что принёс истинную воду и Сам является источником воды, текущей для вечной жизни: «...Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14). Эти загадочные слова находят объяснение в контексте всей проповеди Христа в изложении евангелиста Иоанна: пить воду жизни – значит верить (Ин. 7:38), дарованная Им «живая» вода, струящийся источник воды – это Его Слово (Ин. 8:37; 15:7), Его Дух (Ин. 7:39; 14:17) и Он Сам (Ин. 6:56; 14:20; 15:4–5). В этом смысле принесённая Иисусом вода жизни толкуется евангелистом как Святой Дух: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38–39).

 



 
PR-CY.ru